Итак, спустя 9 месяцев после поездки, решился я все таки выложить свой отчетик о путешествии по Скандинавским странам в августе 2010 года.
Часть первая.
В очередной отпуск, летом 2010 года, решили мы с моей женой Аленой сделать небольшой вояж по Европе на автомобиле. Машинка – новенькая, в июне купленная взамен прежней Шнивки, погибшей в ДТП. Только что прошедшая обкатку и ТО-1. Опыт путешествий по близлежащей Финляндии у нас был, а также опыт вождения прокатных автомобилей в Германии, Голландии, Греции и Италии.
План поездки был такой: в начале перегон Питер - Коувола - Турку. Там грузимся на паром и в Стокгольм. Далее едем в Норвегию, в район Согне-Фьорда. Затем по западному берегу Швеции, через Гетеборг, до Мальма и через мост в Копенгаген. 4 дня живем в Копенгагене у моей сестры, что учится там в аспирантуре, и обратно через Йёнчёпинг в Стокгольм, а там опять паром на Турку и домой в Питер. Всего на поездку отводилось 13 дней, с 10 по 23 августа т.к. 23-го у Алены заканчивалась виза. Да, визы у нас были финские, многократные.
В Питере в паромном центре были куплены билеты на паром туда и обратно. Туда Викинг-Лайн, обратно - Силья-Лайн. А также через Booking.com забронированы гостиницы в Коуволе, Стокгольме и Гетеборге. В Новегии бронировать гостиницы не стал. Уж больно они дорогие. Решили обойтись кемпингом, благо их там много. Кемпинг заранее тоже не бронировал - вернее написал в три штуки по почте – ни ответа, ни привета
:( В кемпингах рассчитывали жить в домиках, но на всякий случай взяли палатку, спальники, надувной матрац.
Деньги тоже немаловажная часть «экипировки». Поэтому кроме карточек Виза Сбербанка и Виза Райфайзенбанка и наличных евро, прикупил немного еще и «цветной» валюты – шведских, норвежских и датских крон. Причем постарался, чтобы были в наличии мелкие купюры этих стран.
Понадеявшись, на то, что машина новая, и только что прошедшая ТО, запасных частей, кроме предохранителей, не брал. Может и не правильно, но, к счастью, машинка ни разу не подвела. А вот канистру с 10 л бензина взял.
День первый. 10.08.2010. Вторник.
С утра не спеша собирались, выехали из Питера в 15 часов. На Выборгской объездной на АЗС «Лукойл» залил бензина под пробку. Не скоро теперь придется заправляться дешевым (по европейским меркам) российским бензинчиком. В 17.30 подъехали к МАПП Брусничное. Переход границы с обеих сторон занял около 45 минут. Будний день, на что и рассчитывали. От Лаппеэнранты ехали по шоссе № 6. Ограничения скорости где 80, где 100. Не спеша и не напрягаясь, докатились до Коуволы. Был забронирован отель Somelo в пригороде Коувалы Куусанкоски. Переночевали. В этом отеле мы останавливались и раньше и он нам нравится. В номере не оказалось чайника, хотя они там обычно стоят, (просили, дали) и холодильника (наверное, спер кто-то
:) ) .
После заселения прокатились на гору Хииденвуори, полюбоваться красивыми видами на озера с вершины скалы.
День второй. 11.08.2010. Среда.
С утра не спеша выдвинулись в сторону Турку. По пути взяли геокешерский тайник «Чертовы маслобойки Аскола». Эти выточенные водой во время таянья ледника в скалах полости округлой формы с гладкими краями не редко встречаются по в Финляндии, но недалеко от Аскола расположен целый парк с этими удивительными природными котлами.
После выехали на шоссе № 7 и по «семерке» доехали до объездной Хельсинки (дорога № 50, скорость - 80), а затем съехали на трассу №1(Хельсинки-Турку). Ограничения скорости 100-120. Очень красивая трасса, прорубленная среди скал, со множеством туннелей.
Отмечу, что большинство финнов превышают допустимую скорость примерено на 5 км/ч, видимо за это нет штрафных санкций. Так что я ехал так же, со скоростью потока. И еще - на трассе №1 я не заметил ни одной камеры. То ли их там нет, то ли очень хорошо замаскированы.
Километров за 20 перед Турку заехали на заправку АВС, заправили машину на 68,9 евро , по 1.41 за л. (Эх, а сейчас, в мае 2011 цена уже составляет 1,6 евро за литр). В город приехали около 18 часов и долго пытались купить насос для надувной кровати, который то ли забыли дома, то ли оставили в тележке на парковке у Ленты. Безуспешно. Только в магазине Clas Olafson (что-то типа нашего Максидома) был электрический, от 220 в. Но на фиг он нам нужен. Нам нужен ручной или ножной. Не купили. Времени было вполне достаточно, поэтому побродили по Турку. Главную достопримечательность, замок Або не посещали, так как были там в марте. В 19
часов подъехали к терминалу Викниг Лайн и стали на «чек ин». Успешно зарегились и стали ждать. В 20.20 начали запускать авто на паром. Заехали. Было интересно, как крепят машины на случай шторма и качки. Ни черта не поняли, но вроде как ничем не крепят.
Но мы на борту пошли в кафе Sea Side (на 7 палубе) и великолепно поужинали на двоих за 27 евро (с пивом). Там система такая – любое горячее и салаты стоят по 1,9 евро за 100 г. Набираешь всего, что тебе нужно на тарелку, а потом ее взвешивают. Пиво – 4 евро 0,5 л, сок- 2,5 евро 0,5 л, хлеб 30 центов, пирожное 2,5 евро. В общем, если не хочешь обжираться от пуза, смысла покупать ужин за 26, 5 евро за человека особого нет.
День третий. 12.08.2010. Четверг.
В 6.30 по шведскому времени прибыли в Стокгольм. Выгрузились. Город еще спит. Покрутились по городу в поисках бесплатной парковки. Хрен-с вам, а не парковка. Ладно, давай на платную. Но тут тоже не так все просто. На много парковках нужно как-то оплачивать стоянку через СМС. Как не понял, вся инфа на шведском. В конце – концов
встал, относительно недалеко от центра, там где паркомат принимал карточки. Заплатил карточкой Райффа. Получил талон на 2 часа. Ладно, пошли гулять. Погуляли по набережной, дошли до королевского дворца. Народу еще мало, город только просыпается. Постепенно на улицу выезжает все больше велосипедистов.
Далее отправились в музей под открытым небом – Скансен. Зимой (до 31 марта) билет стоит 70 крон, летом 120. Сканесен- замечательно место, но все таки лучше его посещать летом. Кроме объектов деревянного зодчества и старинных ремесел, в расположенном там же зоопарке можно посмотреть медведей, волков, лосей, оленей, бизонов, росомаху, тюленя и пр. Там же в Скансене зашли перекусить в кафе Ekkaren (Белочка). Здесь тоже можно заказать ланч за 85 крон, плюс отдельно оплачивается напиток (чай, кофе) – еще 10 крон. Стали на парковке к востоку от музея. Заплатил карточкой Сбера. На 4 часа (по 10 крон час, очень дешево, а у центрального входа в Скансен 165 кр за 3 часа. Охренеть). Побродили по Скансену 3, 5 часа. Здорово. Хороший там зоопарк, и, вообще, здорово.
К 14.30 приехали в нашу гостиницу, оказалось - что то типа турбазы. Ну и ладно. Комната
неплохая, есть душ и туалет в номере. А также на весь домик (из 4х комнат) есть кухня, со всем необходим и холл, со столом и удобным диваном. В номере подрыхли почти 3 часа и поехали в Стокгольм. По пути забили в Ай гоу 8 торговый центр, нашли его с Солне (пригороде Стокгольма),
недалеко от гостиницы и заехали в него. Удачно заехали. И продуктов купили, и опять набрели на Clas Olafson, где приобрели вожделенный ручной насос для матраса за 139 крон. Здоровенный правда, а что делать
:) ) Аленка еще рамки для фоток прикупила.
В Стокгольм прибыли после 18 часов, так что парковки уже были бесплатные. Поставили авто недалеко от музея музыки и отправились глазеть на город.
Глазели 3 часа, под коней зашли в нашу «любимую» кафешку и откушали яблочный штрудель с чаем (ну или молоком). Вкуснотища…
Уже после 21 часов вернулись в отель. Ужинать уже не хотелось, ограничился банкой пива с бутербродом. Аленка вообще есть ничего не стала. И бай бай около 23 часов.
Пробег авто 707 км.
День четвертый. 13.08. 2010. Пятница.
Подъем в 8.00. Сами проснулись. Позавтракали. В 9.30 собрались в выехали в сторону Норвегии. Весь день пилежка. Пейзаж весьма однообразный – наблюдаем поля и ряды деревьев вдоль дорог. Хотя, читая описание автобусных туров по Сканднавии у различных туроператоров, отмечается живописная дорога от Стокгольма до Норвегии. Это, наверное, для привлечения туристов. Либо они не по Е 18 ездят, что на мой взгляд сомнительно.
Не доезжая границы Норвегии км 40 заправил полный бак по 12.69 SEK. Всего на 649 SEK . Потом перекусили в городке Арьенг, за 139 SEK на двоих . Нот перекус вышел так себе, нормального ланча найти не удалось. Один фаст-фуд кругом
:( )
Вот и Норвегия. Ожидали увидеть классический знак Евросоюза на въезде, а вместо него обнаружили лишь простенькую синенькую табличку, какой у нас деревни отмечают на трассе. Даже удивились, этому, а чуть позже узнали что Норвегия, то в Евросоюз не входит! Вот как хитро – в Шенген входит, а в Евросоюз нет!
Самый запарный участок дороги на сегодня – кольцевая вокруг Осло (Ring 1) объезжали минут 40. Пробки. После того как вырвались из пробок и свернули на расу Е 16, дорога пошла в гору. Стали появляться тоннели, отвесные скальные стенки, а время от времени выскакивали на просторы озер, зажатых между гор. Красота…
На место (дер. Варг на оз. Вангсмойси) прибыли в 21.00. Пробег 1477 км. Итого за день 770 км. Бензин заметно дороже чем в Швеции, по 12.90 NOК залил в Фагернесе. На 400 NOК . Хотя на кольцевой Осло видел по 11.50.
В кемпинге, где я и планировал остановиться на наше счастье оказался свободный домик за 410 NOК. Туалет и душ отдельно. Горячий душ за 10 NOК. Кемпинг называется Bøflaten Camping, вот , кстати его координаты
N 61° 7' 49.94" E 08° 32' 42.87". Местечко оказалось неплохое. Вечерком перед сном прошлись по территории. Тишина и покой. Хотя палаток и кемперов
хватает. Только из одной платки доносился негромкий проигрыш гитары.
Итальянцы стояли.
День пятый. 14.08.2010. Суббота.
Встали около 8.00. Погода хорошая, хотя над горами еще висит туман. К 9.30 приготовили завтрак и двинулись на осмотр горно-фьордной части Норвегии. Проехав немного про Е 16, свернули на 53 дорогу по направлению к городку Эрдаль. Дорога быстренько залезла на высоту около 1000 м, лес исчез, его сменила каменистая тундра. На горах стали появляться снежники. Дорога постепенно пошла под уклон, а затем вывела нас на серпантин. Прикольный серпантинчик , скажу я вам. Повороты его находятся в тоннелях. Эдакий кривой тоннельчик, причем не освещенный, свет только от твоих фар. Здесь радовало только то, что движение по этому участку дороги реверсивное. Стоял регулировщик и поочередно открывал серпантин то на спуск, то на подъем. С
серпантина открывается вид на верхнюю часть Согне-Фьорда. Мы планировали спустившись в городок А… продолжить наш путь вдоль фьорда и насладиться его красотами по пути до Лаэрдаля. Но… не тут то было. Спустившись вниз, у самой воды, обнаружили перекрытый шлагбаумом въезд в тоннель. Расспросив местных жителей, выяснили, что дорога номер 53 далее в сторону Лаэрдаля закрыта. И если мы хотим попасть туда, от только один путь – обратно через горы. Пришлось вернуться.
Подъехав к Лаэрдалю далее решили продолжить путь не через длиннейший в мире туннель, а по старой горной дороге. Для туристов, в летнее время и, особенно, в хорошую погоду, как раз предпочтительней воспользоваться
старой дорогой, которая до постройки туннеля была единственной возможностью добраться от Осло до Бергена. Старая дорога называется Аурландсвеген (Aurlandsvegen). Иначе ее называют «Снежной дорогой» из-за того, что даже летом вдоль нее часто лежит снег. Трасса длиной 48 км открыта с 1 июня примерно до 15 октября, а высшая точка достигает 1306 м.
По этой трассе путешественники проезжают несколько географических поясов от зоны тайги с величественными соснами и елями, до арктической тундры, с каменистым «лунным» пейзажем. Дорога изобилует серпантинами, крутыми и узкими поворотами, а ширина полотна иного такова, что двум машинам разъехаться невозможно. Но для этого через каждый несколько сотен метров сделаны уширения, где можно разминуться. Со стороны Аурланда (Aurland) по дороге можно добраться до уникальной зрелищной платформы Stegastein. Она расположена в 6 км. от города, на высоте 650 метров над уровнем моря. На ней есть удобные парковки и туалеты. Дорога между Aurland и Stegastein открыта круглый год. С этой смотровой площадки открывается восхитительный вид на фьорд и горы.
Перекус на парковке.
Туалет на парковке.
После горной дороги приехали во Флом, где располагается Фломбан. Фломская железная дорога - замечательный
пример подвига жизнелюбию и упорству , это неповторимая достопримечательность Норвегии. Дорога действует с 1940 года , 20
тоннелей преодолевает поезд поднимаясь по горным склонам, 18 из этих
тоннелей раскапывались вручную, в некоторых местах изменено русло реки.
Каждый метр стоил строителям примерно месяц тяжелого труда. Дорога соединяет Согнефьорд с участком ж\дороги, которая ведет в Берген
Здесь купили сувениры и прокатились немного дальше до Нейрофьорда, самого узкого фьорда Норвегии. Кстати по пути к нему опять необходимо воспользоваться туннелями один из которых длиной 5 км. Возвращаясь обратно мы поехали уже не по горной дороге (хватит с нам на сегодня), а через Лаэрдальский туннель (LAERDALSTUNNELEN). Следует отметить, что тоннель открытый для движения в
2000 г, был построен достаточно быстро, за 5 лет. По настоящее время он является длиннейшим туннелем в мире, его длина составляет 24, 5 км. Причем проезд по нему бесплатный. Тоннель сделан таким образом, что первую половину пути дорога идет в гору, а вторую, соответственно, вниз. Для особо нервных водителей, особенно страдающих клаустрофобией, в туннеле предусмотрены три пещеры для отдыха, своды которых подсвечены специальным успокаивающим светом. Автомобилисты могут остановиться на обочине и восстановить душевное равновесие. Можно представить себя в пещере троллей
:) ). Хоть клаустрофобией мы не страдаем, но остановились, дабы сделать фото. Уже около 10 часов вечера вернулись в наш кемпинг.
Часть вторая
День шестой 15.08.2010. Воскресенье.
Подъем в 8 утра. Солнечно. Красиво вокруг. Уезжать не хочется… Но надо через день быть в Копенгагене. По пути время от времени останавливались и фотографировали, то, мимо чего проскочили 13 числа.
По дорогам то и дело бегают овцы, только успевай уворачиваться :)
Часто вот такое идиллические пейзажи
и вот такие забавные дорожные знаки.
В Фагернесе опять зарулил на ту же заправку Шелл и залили 40 л на 516 крон. Далее свернули с трассы Е 16, на 33, затем на 250 и выехали к Лиллехаммеру. Ну кто не знает Лиллехамер, олимпийскую столицу 1994 года.
Небольшой норвежский городок Лиллехаммер получил широкую известность в 1994 году, когда был символом и штаб-квартирой Зимних
Олимпийских Игр. С 12 по 27 февраля в Лиллехаммере проходили XVII зимние Олимпийские игры. Лиллехаммер - второй норвежский город, который получил право провести зимние Олимпийские игры (в 1952 г. Игры проводились в Осло). Здесь впервые зимняя Олимпиада проводилась не в один год с летней Олимпиадой. И впервые Россия участвовала в зимней Олимпиаде в качестве отдельной команды.
Посмотрев олимпийский комплекс, побродили по тихим улочкам городка. Здесь все пропитано олимпийской символикой. Даже на канализационных люках присутствует. Здесь же и перекусили в кафешке.
Покинув Лиллехамер по трассе Е 4 покатились на юг. Два раза оказалось, что дорога платная. Но! Вот тут я не понял… проезжаешь по трассе, тебя вроде как фиксирует некий автомат и где-то с тебя должны снять один раз 15
крон, другой раз 13. Но где? Кто? Каким образом? Непонятно.
Попадать на объездную Осло нам не захотелось, и свернули на 22 трассу, путь по которой, даже короче, чем по Е 6. Вот только дорога весьма извилистая, и ограничений на ней то 40, то 60 предостаточно. Зато именно здесь мы увидели какое-то невообразимое количество
ретроавтомобилей. Толи у них автопробег какой – то, то ли просто на рариретах народ по выходным катается. Еще одна загадка Норвегии.
На трассу Е 6 мы благополучно выехали уже почти у самой границы Швеции. Несколько километров и вот он, знак Евросоюза, свидетельствующий о том, что мы пересекаем границу.
На первой же парковке остановились перекусить и маленько отдохнуть. Приготовили на горелке себе вкусный супчик. А заодно ознакомились с информацией о местности и ее достопримечательностях. И хорошо, что ознакомились. Буквально в 4 км от этого места оказались мегалиты – каменные корабли.
Каменный корабль, или каменная ладья — погребальный монумент доисторической Скандинавии, использовавшийся вплоть до эпохи викингов. Состоит из вертикальных камней, поставленных в форме очертаний корабля либо вплотную друг к другу, либо на заметном расстоянии. Изнутри «каменные корабли» могут быть вымощены галькой или заполнены булыжниками, иногда в центре располагаются вертикальные камни, символизирующие мачты. Считается, что эти мегалитические композиции могли имитировать реальные ладьи, на которых погребаемых отправляли в последнее плавание по морю. Само название каменный корабль появилось во времена викингов.
Погуляв вокруг "кораблей" по отличным Шведским дорогам рванули к Гетеборгу. Обратили внимание на большое количество ветро-электростанций. Энергия ветра очень широко используется во многих европейских странах.
А стрелка уровня топлива медленно, но верно ползла к нулю, но еще будучи в Норвегии хотел дотянуть до относительно дешевого шведского бензина. Дотянул. Цена 12.83 SEK залил почти на 600 крон. Время уже было относительно позднее, 19.40, а нам еще предстоял путь около 120 км о Гетеборга, где был забронирован отель.
В Гетебург прибыли уже стемнело, к отелю нас привел навигатор, так что город мы практически не увидели. Но это ничего, планировалось осмотреть его на следующий день. В отеле Кастен, молодой человек на ресепшене уже хотел уходить домой, оставив для нас конверт с
ключом, так что мы во время приехали. Автомобиль загнали на подземную парковку, откуда на лифте попадаешь сразу в холл отеля. Сервис, однако
:)
День седьмой 16.08.2010. Понедельник.
Как известно, понедельник день тяжелый. Оказалось, что это правило относится не только к работе, но и отпуску.
Нет, вставать рано нам нужды не было, выспались отлично. Номера то там были неплохие. Но мы получили неприятный сюрприз. Утром, после завтрака (вполне приличного) собрали вещи,
оплатили наше проживание, спустились в паркинг и… обнаружили, что у нашей машины выбито стекло в правой передней двери. Вот это фокус! Вот уже чего мы не ожидали увидеть на подземном паркинге отеля.
Поднимаюсь на ресепшен и выясняется, что стекла выбили не только у меня, еще и у немцев, рядом с нами (замечательно!), что преступник (наркоман, вроде как) задержан охраной и сдан в полицию. А мне в полиции
могут выдать бумагу для страховой компании. Ну а отель может мне только дать адрес автомастерской и выразить сочувствие, а вот материально компенсировать потери не может. Немцы стоят там же и разговаривают по телефону с полицией.
Толку от адреса автомастерской мне не было ни какого. Ведь Шевроле-Нива в Европу не экспортируется и запчастей там достать невозможно. И от справки из полиции тоже толку ноль – ибо хотя у меня и было КАСКО, но распространялось оно только на территории России. В общем дали мне девушки с ресепшена полиэтилен, скотч и пылесос. Почистив пылесос машину от остатков стекла, и заклеив проем полиэтиленом, в расстроенных чувствах выехали мы из отеля.
Планы на этот день были не очень обширные. Главное, нужно было успеть для 18 часов в Копенгаген, чтобы там в аэропорту встретить мою сестру. Ну а первое, что решили сделать – все таки осмотреть Гетеборг. Но нормальному осмотру города помешала погода. С самого утра шел дождь, то сильнее, то слабее. Припарковав машину на парковке недалеко от центра города (за 10 крон в час) пошли осматривать город. Не знаю. Может из-за плохой погоды, может из-за испорченного с самого утра настроения город нам как-то не очень понравился. Как-то не обнаружили мы там ничего особенного, что стоило бы внимательно осмотреть. За 40 минут окончательно вымокнув и замерзнув вернулись к машине и уехали из Гетеборга.
Отдельный интерес
вызывали прокатные велосипеды просто стоящие на улице.
Настроение было испорчено. На этот раз Гетеборг показал себя не гостеприимным хозяином, но надеемся мы сюда еще приедем в хорошую погоду и обойдемся без неприятных инцидентов.
По пути к Дании около трассы Е 6 обнаружился городок Варберг. Погода тут была нормальная, время позволяло. Так что решили заехать, тем более что в Варберге есть что поглядеть. Варберг (Varberg) это город, расположенный в юго-западной части Швеции, на побережье Балтийского моря, а именно в проливе в пролив Каттегат, примерно в 85 км к югу от Гетеборга. Город был основан в конце 13 века, и затем в течение нескольких столетий переходил их рук в руки, и поочередно принадлежал то Дании, то Швеции. После 30 - летней войны в 1645 году он окончательно был включен в состав Швеции.
Главной достопримечательностью Варберга является средневековая крепость, вокруг которой и начал развиваться этот портовый город. Крепость была сначала построена как замок в 1290 г., в последующие столетия замок расширялся пристроенными новыми частями. В 14 веке король Магнус Эрикссон превратил ее в Королевский замок. В 19 в. большая часть крепости использовалась как тюрьма. Сейчас в крепости располагается музей Варберга и множество разных организаций. Одной из саамы
примечательных предметов экспозиции музея, является пуля, сделанная из двух латунных пуговиц залитых свинцом, которой, как утверждается, был убит один наиболее знаменитых шведских королей – Карл XII.
В Варберге припарковав машину на бесплатную парковку (там с ними нет проблем) недалеко от крепости, отправились на экскурсию. Билет на посещение всех музеев стоил 10 евро. Обошли все, поглазели на знаменитую пуговицу - причину смерти Карла XII. Надо признаться, до этого я не слышал этой истории. В целом на осмотр крепости и музеев потратили часа 1,5.
Времени у нас оставалось не так у ж и много, к 18 часам нужно было быть в аэропорту Копенгагена, где должны были встретить мою сестру, прилетающую из Питера. Поэтому более ни куда не заезжали, кроме как на заправку сети Rasta в районе поселения Нallndsasen, где залили бензина на 535 SEK, по 12.80 за литр и перекусили взяв два ланча по 89 SEK. Кстати сеть Rasta имеет 20 станций по Швеции, где можно недорого перекусить, а на некоторых из них есть еще и мотели.
Дорога перед Мальмом, опять ветряки.
К 17.30 подъехали к знаменитому мосту через пролив между Швецией и
Данией. Поезд платный. Стоимость – 39 евро. Заплатить можно как в евро, так и шведских или датских кронах по курсу. Платит можно тремя способами – наличными, по карточке или (это для тех, кто ездит постоянно) телепасс – бесконтактный проездной. Мы платили наличными, и соответственно подъехали к терминалу. Где на информационном щите обозначен человек с протянутой рукой. Все интуитивно понятно. При оплате наличными, если вам нужна сдача то сдачу можно попросить в любой валюте.
По этому мосту, конечно проехаться стоит! Летишь себе полным ходом, а вокруг море, корабли идут, и рядами стоят мельницы ветроэлектростанций. Ограничение скорости – 110 км/ч. Но большинство машин едет гораздо быстрее, наверное там нет камер.
Где то посередине моста, проходит граница между Швецией и Данией.
В аэропорт прибыли вовремя, даре несколько раньше. Нашил нужный
терминал (там их три), припарковались. Да, нужно отметить, что парковка платная. Первый 15 минут бесплатно, а далее 40 датских крон в час. При въезде подъезжаете к шлагбауму, нажимаете кнопку и получаете карточку. На ней отмечено время въезда. При выезде эту карточку вставляете в очередной автомат и на табло высвечивается сумма, которую нужно заплатить. Оплата возможна как банковской карточной, так и наличными.
В аэропорту обнаружил обменный пункт, где можно было обменять российские рубли. Примем по вполне приличному курсу. Лучше курса более ни где в Дании я не видел. Да и не все обменники работают с российской валютой.
Встретив сестру, поехали к ней домой. Она сейчас учится в аспирантуре и
живет в Копенгагене. Так что у нас на ближайшие 4 ночи была бесплатная
крыша над головой.
Часть третья.
День восьмой. 17.08.2010. Вторник.
С утра после завтрака попытались решить проблему с разбитым стеклом в автомобиле. Консультации по телефону с друзьями сестры проживающими в Дании, привели нас к вполне очевидному выводу – запчастей на
Шниву достать здесь невозможно. Решили попытаться купить кусок прозрачного пластика и вырезать из него временное «стекло». Сестра нашла через интернет адреса крупных хозяйственных магазинов. Один из них оказался как раз автозапчасти. Стекла у них, конечно же не было, но зато продавцы дали нам адрес автомастерской «Датское стекло», уверяя, что там есть стела на абсолютно любой автомобиль. Даже Мерседес 1950 года!
Созвонившись с автомастерской выяснили, что на Шниву стекол у них нет (это же не Мерс 50х годов!), но они готовы за 500 датских крон (порядка 70 евро) вставить мне
плексиглас. Это нас вполне устроило (хоть и дороговато, но что делать). За 40 минут мастера справились с работой и можно было спокойно путешествовать дальше.
После ремонтных работ отправились в замок Фредериксборг. Великолепный замок, чем—то во многом напоминающий наш Петродворец или Французский Версаль. К сожалению подкачала погода, почти все время шел мелкий противный дождик, и насладиться прогулкой пор парку не получилось.
Машину поставили на платной парковке (10 крон в час) недалеко от дворца.
Замок открыт: Апрель-октябрь 10-17
Ноябрь – март 11-15
Входной билет – 60 крон.
После поездки заехали домой, перекусили и направились в сопровождении сестры, как гида, в центр Копенгагена. Машинку оставили у дома. А в центр направились на метро, благо до ближайшей станции было рукой подать. Где и бродили пока не стемнело, ознакомившись с основными достопримечательностями датской столицы. Единственное, что не удалось увидеть, так это символ Копенгагена знаменитую Русалочку. В это время памятник пребывал в Шанхае, а на ее месте, прямо в воде стоял огромный экран, транслирующий он-лайн Русалочку на выставке в Китае.
День девятый. 18.08.2010. Среда.
Сегодня наш путь лежал в знаменитый Эльсинор – замок Гамлета. До замка доехали по навигатору. Езат недалеко, около 50 км. Припарковались рядом с замком –там здоровенная бесплатная парковка на 4 часа. Только нужно не забывать выставить парковочные часы.
Огромный замок Кронборг стоит прямо в пролив Эресунн (Зунд). Изящные, крытые медью островерхие башни резко отличаются от его массивных укреплений. Кажется, что многовековая история замка тоже полна противоречий – когда-то там была королевская резиденция, потом размещался военный гарнизон, а теперь – музей. Около 1420 года король Дании, Швеции и Норвегии Эрик VII построил крепость Кроген на небольшом пяточке земли между крайней оконечностью мыса и прибрежным городком Эльсинор. Крепость защищала пролив Эресунн. Замок Кронборг стоит в самой узкой части пролива Эресунн, разделяющего Данию и Швецию. С 1425 по 1857 год иностранным кораблям приходилось там причаливать и платить дань, чтобы им разрешили проследовать через пролив. Эти сборы поступали непосредственно в казну короля. Большие бронзовые пушки, смотревшие со стен замка в сторону пролива, гарантировали аккуратную и своевременную оплату пошлины.
Тут все пронизано духом Гамлета. Гамлет, принц датский, герой пьесы Вильяма Шекспира (1564-1616). Действие её разворачивается именно в Кромборге. Сейчас в стенах замка размещается огромная сцена под открытым небом, где играют различные шекспировские пьесы.
Стоимость посещения экспозиций, варьируется от 30 до 95 крон. В зависимости от того, что вы захотите посмотреть. За 95 покупаете "мультибилет" дающий право посетить все
объекты.
После осмотра крепости и музея побродили по городку. Городок приятный. Много старинных зданий. На площади нашли скульптурные изображения Офелии и Гамлета. Но лица у них какие-то дебилоидные. Или это нам так показалось.
Офелия |
Гамлет
|
Из Эльсинара в Хельсингборг (Швеция) ходит паром. Отправляется примерно каждый полчаса. Провоз одной легковой машины с пассажирами – 39 евро. Так что стоимость переправы через Зунд, что по мосту, что на пароме одинаковая.
После Эльсинора вернулись в Копенгаген, перекуси отдохнули и вечром, на этот раз на машине опять поехали в центр датской столицы. Где ставили машину на парковки (10 крон в час) по часу и два раза по пол часа и гуляли по вокруг.
День десятый. 19.08.2010. Четверг.
С утра направились в городок Роскиле. Это бывшая датская столица. Назван в честь легендарного основателя — короля Ро и священных источников (дат. kilde), часть из которых сохранилась в окрестностях города. (Источники может и священные, но гуляя по городку, мы нашли один из них. А рядом была табличка – «воду пить нельзя»)
Одной из главах достопримечательностей города, является Роскильский Собор. Это один из самых древних соборов Датского королевства. В 1170-е годы епископ Апсалон начал возведение кирпичной церкви в стиле романской церкви. Однако в строительство вмешался Педер Сунесон (епископ с 1191-1214 гг.), впечатленный готическим кафедральным строительством во Франции. Окончательно церковь была завершена в 1280 году.
С
первой половины 16 века все датские короли и почти все датские королевы были захоронены в соборе и пристроенных к нему королевских капеллах. В соборе имеется и несколько захоронений, относящихся к периоду средневековья. Наиболее почитаемым из них является саркофаг королевы Маргреты Датской. В часовне расположены саркофаги с останками Кристиана IV, королевы Анны, их сына Кристиана, короля Фредерика III, королевы Софии Амалии, а также императрицы Марии Федоровны. Всего в соборе находится 39 захоронений.
Кстати, посещение собора платное, стоимость 25 крон для взрослых.
Собор открыт: с 1 апреля по 30
Сентября. 9-17 Пн-Сб. 12.30-17.00 ВС и праздничные дни. С 1 октября по 31 марта 10-16 ВТ-СБ. 10-16 ВС и праздничные дни. В Понедельник закрыт!
После посещения собора прогулялись по городу. Здесь еще есть музей викингов, а также мастерские, где по старинным технологиям изготавливают
ладьи викингов и катают на них желающих.
Вернувшись в Копенгаген закупили продукты в супермаркете для прощального ужина, а также немного накормил машинку, купив на 113,6 датских крон 10 л бензина.
Окончание.
День одиннадцатый. 20.08.2010. Пятница.
С утра пораньше отвезли сестру в аэропорт и направились в обратный путь. На шведском берегу, после пересечения моста, вначале пришлось снова оплатить 39 евро (пункт оплаты там только один, на шведской стороне), а после были остановлены бдительным таможенником. Сей доблестный страж шведских рубежей с любопытством глянув на наши российские номера, вначале узнал, говорю ли я по английски, а затем стал интересоваться куда едем, откуда едем, зачем едем, не везем ли запрещенных и подлежащих декларации товаров. Узнав, что ничего такого не везем, отпустил с миром
:) Наверное ему ранним утром (а было около 8 утра) просто было скучно.
После моста зарулили на заправку и залили 45,6 л бензина на 578 SEK. Далее поехали вдоль южного побережья Швеции, в сторону поселения (примерно в 15 км к востоку от городка Истад). Казеберга, где по нашим данным можно было найти еще один каменный корабль.
Это один из крупнейших в Швеции мегалитов, 67 метров в длину. Называется он Камни Але (Ales Stenar), иногда это название на русский переводят, как «Пивные камни». существую различные версии, того, когда же этот мегалитический объект был создан. Проводились исследования возраста метод ом радиоуглеродного анализа. Провели семь анализов. Один из них показал дату в 5500 лет назад. Остальные же в пределах 1400
лет назад, т.е. в 600 годах нашей эры. Наверное, это и есть, наиболее точный показатель. Если кому интересно- вот координаты объекта: N 55° 22.963'
E 14° 3.503'.
После осмотра мегалитов Казеберги двинулись по направлению Стокгольма, но не основными автомагистралями и небольшими дорожками. От городка Истат двигались на север по дороге № 13, затем
свернули на 23 трассу и около городка Хессельхольм посетили замок Ховдала.
Замок Ховдала располагается в южной части Швеции, в регионе Scania , примерно в 5 км к югу от городка Hässleholm. Хотя замок относительно невелик, но из-за его расположения на холме, окружающая местность с башни видна на много километры. К поселение, Ховдала упоминается в документах с начала 12 века, однако замок был построен только в 1300-х годах. Стоял он на берегу озера Finjasjön., среди болот.
В настоящее время его строения располагаются так, как они располагались в начале 16 века. Тогда уже замок был окружен рвами с водой, что позволило защитником успешно выдержать осаду и отразить штурм.
Замок в течении веков многократно менял своих хозяев. Территория, на которой располагается Ховдала, много веков была спорной. И часто переходила из рук в руки, то датчанам, то шведам. В 1947 году замок был объявлен национальным памятником. Был понемногу отреставрирован и открыт для посещения. С апреля по август открыт для публики все время. А в остальное время только для организованных групп.
Погуляв по окрестностям замка, перекусили там же в кафе. Слопав вкусный салат из креветок, запили его кофейком и закусили булочками.
Дале наш путь пролегал по дороге № 117, по которой в районе городка Маркарюд выехали на автомагистраль Е 4.
По этому автобану ехали не останавливаясь до города Йёнчёпинг, где свернули с тары в пригород, со знакомым для многих названием Хускварна (Husqvarna).
Я всегда думал, что эта фирма выпускает только бензопилы и
газонокосилки. Но посетив музей Husqvarna (ради него мы и заехали сюда), который находится на территории современной фабрики, понял как глубоко я заблуждался.. Там хранятся старинные образцы всей продукции, которая когда-либо выпускалась под маркой Husqvarna, собрана уникальная коллекция оружия – от исторических образцов до современных моделей, мотоциклы, швейные машинки ну и конечно,
первые бензопилы и газонокосилки. Чего только нет! Вход в музей платный, 50 SEK.
После Йёнчёпинга трасса Е 4 идет вдоль одного из крупнейших Шведских озер - Веттерн. Виды очень красивые. И как раз на берегу этого озера и был запланирован наш последний ночлег на шведской земле в отеле Hotel Motell Vida Vättern, около городка Ödeshög (105й съезд с трассы). Отель стоит на террасе крутого берега озера. Из окон небольших коттеджиков на 2 номера, открываются замечательные виды на. Стоимость ночевка с завтраком - SEK 860.00.
После размещения, спустились по грунтовке к берегу озера.
День двенадцатый. 21.08.2010. Суббота.
Сегодня у нас был последний перегон до Стокгольма, где вечером мы должны были загрузиться на паром и отплыть в Финляндию. Но перегон планировался относительно небольшой, около 350 км, а времени было достаточно. Поэтому решили осмотреть еще достопримечательности. О которых узнали, опять же изучив информационные стенды на площадке отдыха рядом с отелем.
Первый объект, к которому мы подъехали были руины монастыря Алвастра. Расположенный примерно в 25 км к
юго-западу от города Вадстена (Vadstena), Алвастра (Alvastra) был одним из крупнейших монастыря в Швеции. Он был основан французскими монахами Цистерцианского ордена в 1143 и был первым монастырем этого ордена построенным в Скандинавии. Район вокруг Алвастра сыграл важную роль в развитии Шведского Королевства в средневековье.
Основой монастыря являлась здание церкви, построенной из местного, Омбергского известняка, в довольном простом, с точки зрения архитектуры, стиле. Этот стиль был характерным для монахов этого ордена. Строительство велось местными рабочими, под руководством французских мастеров. Строили качественно, на века. Некоторые арки и своды и на сегодняшний день стоят как новые, хотя здание церкви уже было полностью построено к 1185 году. В период своего расцвета, продолжавшийся ни много, ни мало почти 400 лет. Монастырь являлся крупнейшим в Швеции.
Однако в период реформации, в 1530-х годах, как и много другие католические монастыри Швеции, он был разрушен, и уже более никогда не восстановлен. Земли монастырских владений и прочее имущество были конфискованы королем Гуством Вазой. Также по его приказу, часть каменей, из которых, был сложен монастырь была использована для строительства замка в городе Вадстена.
Привожу координаты объекта: N58°17.794' E14°39.640'. Посещение бесплатно и не ограничено по времени.
Далее покатили к руническому камню. Rök Камень является одним из самых интересных в Швеции камней с древними рунами. Его название происходит от названия поселения, где он находится, среди равнин провинции Эстергетланд Этот камень известен с 17 века.
Rök Камень возвышается на два с половиной метра над землей, и вкопан на глубину около одного метра под землю. Валун из светло-серого, мелкозернистого гранита местного происхождения. Практически вся его поверхность усеяна рунами. Отмечается около 280 рун на передней и 450 на обратной сторонах камня. Создание Rök Камня относится к девятому веку нашей эры, т.е к эпохе викингов.
Некий человек по имени Варин возвел его в честь память своего умершего сына.
Координаты камня: N58° 17.703' E 14° 46.502'. Посещение опять же бесплатно
Следующим нашим объектом был городок Вадстена. С расположенным там средневековым замком. Замок Вадстена (Vadstena), расположенный на берегу озера
Веттерн, получил свое название от города, в котором он расположен. Замок был построен в 1545 -1599 годах под руководством архитектора Пьера де ла Роша (Pierre de la Roche) в стиле Ренессанс для защиты Стокгольма от вероятного нападения врагов с юга. Замок полностью окружен водой, он стоит на берегу озера, обнесенный рвом с водой со стороны берега. С берегом замок соединен подъемным цепным мостом.
В 1988 году Шведское правительство провело реконструкцию замка и сегодня замок Вадстена открыт для посещения публики. В нем сохранен и представлен средневековый интерьер и дух тех времен. В орудийных башнях замка, интерьер которых не сохранился, проводят временные выставки. Вход в музей стоит 90 крон.
После Вадстены вернулись обратно на трассу Е 4 и пошли на Стокгольм.
По пути совершили только одна остановку на заправочном комплексе Rasta. Где заправились машинку на 621,5 SEK (49 л) и подзаправились сами. Заправка интересна тем, что сами АЗС располагаются, как обычно права и слева от дороги, а ресторан и магазины находятся на подвесном мосту над автомагистралью. Сидишь за столиком, перекусываешь и наблюдаешь проносящиеся под тобой автомобили.
К 18 часам прибыли в Стокгольм и сразу же стали в очередь на регистрацию на паром.
Следует заметить, что машин с российскими номерами было не так уж и мало. Катаются наши по Европе, катаются! Паром на Турку должен был отправляться в 19.30, примерно в 19 нас стали запускать на судно.
Оставив машину на автомобильной палубе и кинув некоторое барахлишко в каюту. Поднялись на открытую площадку полюбоваться отплытием и
заодно попрощаться со Стокгольмом.
После отплытия паром долго идет среди шхер. Виды просто замечательные. Кругом маленькие островки, а на них дачи жителей шведской столицы. Хорошо устроились! Здорово, наверное, иметь свой собственный остров!
Также наш курс пересекла яхта, на которой гуляли свадьбу. И молодожены махали пассажирам парома, а мы махали им в ответ!
Тринадцатый день. 22.08.2010. Воскресенье.
Последний день нашего Европейского турне.
Утром прибыли в порт Турку. Выгрузка прошла без проблем, финские е таможенники стояли, смотрели, но ни кого не останавливали. Хотя, говорят, не редко осуществляется проверка водителей на трезвость. Выборочно останавливают, заставляют дуть в трубочку.
Из Турку ехали не останавливаясь до Порвоо. Крохотный городок Порвоо (Porvoo), что лежит на восток от Хельсинки всего в 50 км, - на два столетия старше финской столицы.
Шведское название города - Borga (Борго), что переводится как «река у замка» или «крепость на реке». Но поскольку финны не любят звонкие согласные б и г, они переделали Борго на свой лад и получилось Порвоо. Городок совершенно прелестный. Старый Порвоо действительно старый. Мощеные булыжником мостовые, деревянные дома на высоких каменных фундаментах, почти в каждом доме крошечное кафе или магазинчик подарков, сувениров и народных промыслов.
Интересен также и Кафедральный Собор девы Марии - одно из выдающихся сооружений Финляндии средних веков. Каменную церковь в Порвоо начали строить в конце 13 века, а после перестройки 15 века она приобрела современные очертания. От старой церкви остались только две стены, все остальное было бережно реконструировано.
После Порвоо в районе Турку зарулили за заправку АВС, перекусить. Заодно, залил в бак 10 литров бензина из канистры, дабы дотянуть до Российской территории и там уже купить топливо.
Границу в районе Торфяновки прошли достаточно быстро, примерно за час обе, и финскую и нашу. Через несколько км после границы подъехал к заправке с логотипом Лукойл и найдя в заначке российские рубли, купил 61 литров бензина (в бак и канистру).
Путь по трассе «Скандинавия», думаю не заслуживает описания :) Потолкавшись полчаса в воскресной пробке на въезде в город в 22 часа по российскому времени были дома.
Вот, собственно, и все.
© Уханов Иннокентий. СПб 2011