< Кеша < друзья < главная гостевая Воттоваара 2007
На очередные длинные июньские выходные 2007 г. решено было
посетить гору Воттоваару. Воттоваара — это настоящая гора древнего горного
массива. Находится в центральной части Западно-Карельской возвышенности,
приблизительно в 80 км к западу от Медвежьегорска на его широте. В начале
90-х годов 20-го века район обследовался
"Археологической экспедицией Карельского государственного музея",
определившей Воттоваару как древний культовый комплекс. Эта гора —
наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности. Местные жители называют
ее "Смерть-горой", т.к. в близи ее в 1942 году финские части уничтожили
партизанскую бригаду. К счастью военные действия не затронули культовый
комплекс. Он занимает целиком всю поверхность горы и ряд небольших
возвышенностей близ нее (с общей площадью в шесть кв. км). Рельеф горы
очень пересеченный. Есть данные, что около девяти тысяч лет назад здесь
произошло мощное землетрясение, в ходе которого образовался гигантский
провал, превративший центр горы в естественный скальный амфитеатр. Гора
изобилует маленькими живописными озерцами, скальными выходами и
завораживающей красотой растительности горной лесотундры. По проявлениям
сейсмодислокаций карельские геологи считают эту гору уникальным
геологическим памятником республиканского значения.
Посетить столь интересное место захотелось многим, количество участников экспедиции постоянно менялось, но в итоге поехали 13 человек. Итак, представлю экипажи: Первый, команда геокешеров Seriy Volk (Сергей и Ольга), автомобиль — КИА Спортаж; второй, команда геокешеров Cossacks (Сергей и Ирина), автомобиль — "десятка"; третий, автор этих строк, геокешер Kesha&Ko (Кеша и "Ко" — Аркадий, Лена, Паша), автомобиль — Нива-Бронто; четвертый — представители команды "ПитерСелдонРУ" (Сергей, Марианна, Макс, Рита, Слава), автомобиль — Нива-Шевроле.
Из Питера выехали вечером 9-го после работы. Встреча была назначена, как
обычно на геокешерских покатушках, на заправке Лукойл за Разметелево на
Мурманке. Как только свернули с КАД, сразу же уткнулись в пробку — немало
народу ломанулось за город на выходные. Пробка была не "мертвой",
вялотекущей, так что до нужной заправки ехали минут за 20-ть. Но,
несмотря на это, опоздавших более чем на 10 минут не было. Далее уже
шоссе было посвободнее, так что поехали более-менее быстро, с крейсерской
скоростью в районе 100 км/час. Теперь несколько слов о монастыре (взято из описания Seriy Volk (материал взят здесь и здесь)). Основание монастыря легенда связывает с приходом на берег Рощинского озера в 1484 году валаамского монаха Александра, срубившего здесь деревянную келью и первые семь лет жившего в одиночестве. В 1491 году монахами, пришедшими к Александру, на перешейке между двумя озерами - была возведена деревянная Троицкая церковь, положившая начало комплексу Троицкого монастыря. Ни одна деревянная постройка ансамбля не сохранилась до нашего времени, и его первоначальный облик мы можем представить только по дошедшим до нас изображениям. Окруженные жилыми постройками, в центре монастыря возвышались столпообразная шатровая Троицкая церковь, рядом с ней рубленая Покровская церковь с трапезной и колокольня. С утра осмотрели монастырь и около 10 часов двинулись в сторону Воттоваары.
Последние несколько десятков километров по Ленобласти не
радуют качеством дорожного покрытия. Но как только въезжаешь в Карелию,
попадаешь почти что на автобан. Дорога — супер! И асфальт отличный, и
знаков полно, и разметка есть. Едешь -наслаждаешься. На объездной
Петрозаводска заехали на заправку КиТЭК. И машины заправили и сами
подзаправились в кафешке при АЗС. Приятно порадовал чистенький ухоженный
туалет и наличие горячей воды. У поворота на Гирвас снова заезжаем на заправку. Она последняя на нашем пути к Воттовааре. Далее пополнить запасы топлива будут негде. И хотя в багажнике лежат ДВЕ полные 20-литровые канистры с отличным "Шелловским" бензином, все равно заливаю бензобак под пробку, нацеживая тонкой струйкой последний литр. От заправки 8 км до Гирваса, далее еще 31 км на север до Юстозера. Едем вдоль здоровенного Палеоозера. Время от времени, когда машина взбирается на пригорки, открываются замечательные виды на водное пространство со множеством симпатичных островков. Юстозеро. Поворот на запад. Все, асфальт кончился. Далее около 60 км грейдера до Поросозера. Наша колона растягивается почти на километр, так как впереди идущие машины поднимают сильнейшую пыль. В таких условиях ехать не очень-то комфортно. Плюс тряска. Но в целом грейдер вполне приличный, можно ехать со скоростью 50 - 60 км/ч. Разбитые участки тоже встречаются, но их немного. Километров за 6-ть до Поросозера начинается асфальт. Правда такое ощущение, что местами под покрытием набиты сваи, и они вылезают на дорогу. Также следует осторожно объезжать кочки, дабы не убить подвеску. Поворот на Гимолы находится в начале поселка. Ориентиром может служить навес автобусной остановки, стоящей как бы на островке в треугольнике дорог. У обочины лежит гигантская покрышка. От какого транспортного средства сказать сложно, решили, что от какого-нибудь военного тягача . До Гимол опять грейдер, но качеством похуже. 31 км едем около 45 минут. В Гимолах немного поплутали, пока выехали на нужную дорогу. Далее путь лежит по насыпи от старой узкоколейки — вдоль дороги видны остатки шпал. Местами, правда, много луж .
К подножью горы (кольцевой дороге) подъехали примерно в 18.30. Далее
начались поездки взад-вперед в надежде найти дорогу, ведущую практически
к вершине, о которой читали в отчетах. Кроме того, присматривали место
удобной стоянки. Заодно осмотрели вигвамы . Вигвамы, общим
числом 2 штуки, построены весьма основательно. На каркас из жердей
натянута тентовая зеленая ткань, а в месте сужения конуса оставлено место
для выхода дыма.
По периметру стоят лавки, в центре – кострище. Рядом с
вигвамами остов сгоревшей машины, некогда принадлежащей московскому геокешеру Нивчику. Странно, но некоторые части с нее срезаны
автогеном. Уже и сюда добрались охотники за черным металлом (или кому-то
запчасти понадобились?). Нужной дороги не нашли, как выяснилось после - не доехали всего километра полтора. Обидно. Тогда приняли решение подниматься по кратчайшему (но и самому крутому) пути с юго-запада . Оставили машины в точке N63°03,596/ E32°36,782 и потопали к вершине. GPS показал по прямой 1,7 км. Набор высоты около 230 м. К нашему несчастью лил дождь, и, посему, пришлось продираться по мокрым кустам. Подъем несложный, отвесных скал нет. Вначале довольно круто, резкий подъем метров на 100, затем склон постепенно выхолаживается. Мокрая листва и отвесный склон экранируют спутники, так что из 3-х GPS-приемников уверенно работал только один, новейшего поколения GPS MAP60CX, принимающий отраженные сигналы. Вскоре стали попадаться первые Сейды — культовые камни. Обычно в
российской научной литературе они обозначается термином "сейд". Название
это вошло в широкий обиход где то во второй половине 19 века, после
первых этнографических публикаций о верованиях саамов-лопарей. На
саамском языке это обозначает божество, точнее, скалу, дерево, пень с
необычными антропоморфными или зооморфными чертами, которые
обожествлялись по всей древней Лапландии. Затем вышли в предвершинную часть, где сгорел в прошлом году лес. Обугленные причудливо закрученные деревья очень даже впечатляют, иногда воображение рисует такое!!! В сумеречное время тут и чертей увидишь, и ведьм, и различных неземных существ. А если еще и ветер будет шевелить ветви этих монстров, то вообще ужас!
Тайник у остатков тригапункта нашли быстро. Низкая
облачность, дождь не дали возможность сделать хорошие обзорные
фотографии. Все как-то серенько, невнятно. Жалко! Кстати, на вершине есть
мобильная связь, Мегафон. Пока фотографировались, перекусывали, с
северной стороны появились люди. Подошли, поздоровались. В ходе общения
выяснилось, что один из них —
Симонян! То самый, можно сказать,
первооткрыватель сейдов. Он-то нам и разъяснил, где искать дорогу. На
машине, сказал, можно подъехать метров на 400 (у него ГАЗ -66). С утра решили все-таки заехать на гору на машинах. Для этого нужно объехать гору (желательно с восточной стороны, там дорога значительно лучше) и в точке N63°07,244/ E32°39,038 повернуть на юг в сторону вершины. Ехать по главной дороге. Дорога изобилует крупными камнями, но проходима даже для "десятки" . Правда, один подъем "десятка" смогла одолеть лишь с третьей попытки, но благо дождя не было и камни были сухими. Доехали до удобного лагеря - недалеко от озерка. Далее дороги нет. Там как раз стояла "шишига" Симоняна, но людей рядом не оказалось. Правда, оттуда не 400м, как нам вчера сказали, а все 1300 по GPS. Имеется ввиду расстояние до вершины. Ребята, что накануне не поднимались на гору пошли туда, а мы, спешившие к озеру Пизанец, решили более не ходить. Попрощавшись и обговорив место встречи, двинулись в путь . Что касается "паранормальных" явлений на горе, то можно сказать, что их не было. Единственный момент, встревоживший нас, произошел во время спуска по крутому склону, уже после посещения вершины. Один из наших участников, поскользнувшись на мокрой траве, упал, ударил колено, после чего…стал терять сознание. Чем изрядно нас всех напугал. Но пришел в себя достаточно быстро, сам спустился к машине и сел за руль. Что произошло - непонятно. Может скачок давления при резком падении, а может…кто его знает что. Еще один, можно сказать, забавный эпизод произошел с ребятами из экипажа Шнивы. Решили они отметить восхождение на вершину бутылкой доброго хереса. Достали из рюкзака запечатанную бутылку, глядь - а бутылка-то пустая! Оказалось, что у донышка откололся кусочек стекла в несколько квадратных сантиметров и через эту дырочку все и вытекло. Вытекло, правда, в рюкзак, и кое-что все-таки удалось добыть, выливая прямо из рюкзака в кружку. Путь к оз. Пизанец мы выбрали не самый короткий. На карте обозначена дорога, идущая практически от Гимол (ближе к Воттовааре) до Янгозера. Но, судя по отчетам в Интернете, состояние мостов на ней так себе, да и броды присутствуют. Для Нивы она вполне проходима, даже без особого экстрима, а вот на "десятке" туда соваться было рискованно. Поэтому поехали обратно через Гимолы и Поросозеро. И далее через Янгозеро и Гумарино, затем мимо Мяратозера. Прошедший накануне дождик несколько прибил дорожную пыль, но все равно не настолько, чтобы идти плотной колонной. Опять пришлось растянуться. В точке с координатами N63°11,991/ E32°59,699 оказался поворот на дорогу явно в сторону Пизанца. Это нас весьма воодушевило, ибо на карте никаких подобных дорог не обозначено. Но, к самому озеру по этой дороге проехать тоже невозможно — оказалось, что она идет на вырубку. Оставили машины в точке N63°12,690/ E32°58,660 и пошли к озеру напрямую. GPS показывал, что до озера около 800 м. И вышли мы как раз на обрыв. Вид просто обалденный. Озеро заполняет собой узкую расщелину длиной около 5 км и шириной не более 200 м. Сверху кажется, что стоишь на берегу сибирской реки, серебристая лента которой скрывается среди холмов. Обрыв крутой, метров наверное 30-ть, а то и все сорок. Но отвесной скальной стенки с нашего берега не оказалось, зато есть такие стенки на другом берегу. Вот где для скалолазов раздолье. Побродили вдоль уступа, пофотографировались на краю обрыва. Заодно заложили очередной геокешерский тайник. Благо место очень достойное. Вернувшись к машинам, двинулись в обратный путь. Для нашего экипажа он
был недолог. Доехали до
Мяратозера и, найдя хорошую оборудованную
стоянку, встали на ночлег. Стоянка находится в точке
N63°09,002/ E32°59,815, поворот сразу за мостом через речку, вытекающую
из оз.Калмунги. Экипаж "Питерселдона", видимо, потерялся где-то в
Карельских дебрях, так как на оставленную в договоренном месте записку
никто не отреагировал. А экипажи геокешеров Seriy Volk и Cossacks,
быстренько перекусив, продолжили запланированный на этот день пробег до
Медвежьегорска, куда и прибыли изрядно уставшие около 3 часов ночи. Утром шел дождик. В паузе между очередными воздушными налетами небесной воды быстренько сняли палатку, позавтракали и выдвинулись в сторону Питера. Дождь заметно прибил пыль на грейдерах. Что радовало. Но настигнувший нас в Гирвасе ливень (стеной!!) не дал возможности осмотреть знаменитую плотину и водоспуск. Жаль! Зато экипаж команды Питерселдон, опережавший нас на час-полтора, вполне успел все осмотреть и зафотографировать, а также зарулить на заброшенную взлетно-посадочную полосу посреди карельских лесов и вволю погонять по ней.
Догнали ребят мы уже на Киваче. Догонявший нас с севера дождь на осмотр
водопада много времени не оставил. Но поглядеть на бушующую воду мы
успели . Я то тут уже был. А остальные ребята в первый раз.
Вот вроде и все. Развезя народ, к 23 часам был дома. © Уханов Иннокентий. СПб 2007
|
2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved. |
При любом
использовании любых материалов, |
|