< путешествия < главная гостевая На авто по Крыму (июль-август 2010-го года)Часть 3. Монастырь Сурб-Хач - Керченский полуостров - МалореченскоеМонастырь Сурб-ХачИтак, покинув гостеприимный приют КСС на Караби, мы отправились дальше. Возникла идея денька три просто побатонить на море. И выбран был для этой цели южный (черноморский) берег Керченского полуострова, а точнее пляж вблизи оз. Узанларское. Но по пути мы заехали в армянский монастырь Сурб-Хач, что находится неделече от г. Старый Крым. Для начала, небольшой исторический экскурс: Когда армяне впервые появились в Таврике, достоверно не известно. Считают, что в XIII в. здесь уже существовала большая армянская колония. В Солхате (Старый Крым) в XIV-XV вв. было четыре армянских монастыря и девять церквей. При них открывались школы, мастерские, создавались рукописи. В монастыре в соседней Кафе (Феодосия), например, была записана история армян - выходцев из города Ани. Уникальные рукописные книги, созданные в Солхате, хранятся в институте древних рукописей Матенадаране (Ереван). Один из четырех монастырей, существовавших в этих местах,- Сурб-Хач - расположен в густо заросшем лесом ущелье под горой. Это архитектурный комплекс зданий, построенных в разное время. Монастырь в течение многих столетий был центром духовного притяжения армян, святыней, местом паломничества. Армянские колонии не имели территориальных границ, собственного централизованного управления, административной связи с метрополией. Все это им заменяла церковь, духовно сплачивая армян, благодаря чему они сохраняли на чужбине родной язык, обычаи, письменность, веру. В разное время в Сурб-Хаче жили и работали многие деятели армянской культуры. Остатки средневековых фресок до сих пор сохраняются на стенах храма и гавита, а миниатюры, выполненные на страницах рукописей, хранятся большей частью в институте древних рукописей им. Маштоца — Матенадаране.
Церковь монастыря построена в 1358 году, в период армянской колонизации в Крыму. Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней. А в 1719 — братский корпус с кельями для монахов. Многие замечали, что монастырь больше похож на крепость, чем на смиренную обитель. Окна — как бойницы, а с колокольни, похожей на сторожевую башню, пока лес не окружил монастырь, видна была дорога. Легенд о Сурб-Хаче существует много. Одна из них рассказывает, что в XIV веке армяне-переселенцы стали искать место для монастыря. В лесу, в четырех километрах от Солгата, они нашли развалины старого замка, построенного, вероятно, греками и разрушенного в XI веке. Оставили в лесу монаха-отшельника, дабы он своей святостью очистил место от нечисти. Долго ли монах жил один, никто не знает, только известно, что в середине XIV века вырос будущий оплот армянского христианства в Крыму. По преданию, название монастыря - Святой Крест - связано хачкаром (с армянского - каменный крест) VI века, который был вывезен в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Хачкар назывался Пыргчакар, что переводится как Спасский камень.
Монастырь пережил все: генуэзскую колонию, турецкое нападение на Крым в 1470-х, века власти Татарского ханства и Российской империи. Его фонтаны были затейливо украшены талантливейшими мастерами — резчиками по камню. Сотни строителей, художников, иконописцев трудились веками, чтобы воспеть своим мастерством славу Господу. На стене трапезной монастыря до сих пор сохранилась надпись: "Я, Саркис, повар, племянник вардапета Каракоса, служил Святому Кресту четыре года ради спасения души своей, 1211" (по современному летосчислению — 1762г.). Монастырь пережил все. И пал в начале двадцатых годов нашего века. Все книги были сожжены, монастырь разграблен, монахи частью убиты, частью разогнаны. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. В конце 80-х — 90 годы XX столетия в обители проводились реставрационные работы. В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возвращён Армянской Апостольской Церкви. Первые нерегулярные Богослужения стали проводиться с 1993 года. В настоящее время (с 25-го декабря 2009-го года) к служению в монастыре приступил викарий Крыма иеромонах отец Хайрик. Всего в монастыре, кроме священника, служат 2 иеродиакона и несколько послушников. Открыт круглогодично для бесплатного посещения и паломничества.
Постройки монастыря действительно сильно напоминают крепость. Много тенистых двориков.
Вот такой вот замечательный балкончик высоко над землёй
Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса. Все фонтаны были построены по единому принципу - это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды.
В общем-то, место для монастыря выбрано замечательное. А главное - тут есть вода, самая большая ценность в Крыму.
Побродив немного по монастырю, двинулись дальше. Следующий объект н нашем пути - это Мечеть хана Узбека и руины медресе в Старом Крыму.
Мечеть хана Узбека - самая ранняя в Крыму. Сейчас мечеть представляет собой прямоугольное в плане здание базиликального типа с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом.
Хан Узбек, вступивший на золотоордынский престол в 1312 г., став приверженцем ислама, велел построить в Солхате красивую мечеть и высшее мусульманское духовное училище - медресе. Строительство мечети было начато в 1314 г. Сейчас мечеть хана Узбека представляет собой прямоугольное в плане здание базиликального типа с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. От первоначальной постройки сохранились часть северной стены с порталом и, вероятно, колонны с арками в интерьере.
К мечети с южной стороны было пристроено прямоугольное в плане, приближающееся к квадрату медресе (XIV в.), находящееся теперь в руинах.
Вход в мечеть представляет собой резной портал, когда-то пышно украшенный надписями на арабском языке. На фото ниже - элемент портала
Осмотрев мечеть и заехав в Феодосию пополнить запас продуктов и вина, поехали по Керченской трассе и свернули в сторону Черноморского. Дорога упирается в ворота воинской части, но метров за сто на восток отходит грунтовочка. Поехали по ней - она идёт вдоль в/ч - но через пару-тройку километров потеряли её и оказались "в кушерях". Поехали просто по степи, так сказать вне дороги. Ехали, можно сказаьб, почти через обозначенный на карте заросший пруд. немного стрёмно. В общем, выхали в район оз. Узунларское. Наверняка, есть и другая дорога. По-видимому, можно проехать через Марфовку-Прудниково.
В районе между мысом Чауда и г. Опук вблизи Узунларского озера находится огромный прекрасный песчаный пляж. Место не сильно популярное, ибо тут кроме моря и пляжа нет НИЧЕГО. Всё надо брать с собой. Но пляж просто отличный. И море - чистое. И, главное, это отсутствие народа. Отличное место для неспешного спокойного отдыха с детьми. Единственно абсолютно необходим тент.
Море прозрачное и, чистое и ласковое
Панорама побережья. На дальнем плане - г. Опук. Слева - оз. Узунларское.
Дмитрий на фоне солёного Узунларского озера. На дальнем плане - г. Кончекская
А это вид на озеро Каяшское (также солёное)
Обратно на трассу мы выезжали через Марьевку. Заехали в Феодосию - покушать в столовой, пополнить запас продуктов, а заодно прогуляться по городу и посетить галарею Айвазовского.
А это уже вид на бухту Двуякорную и мыс Киик-Атлома
Движемся по дороге в сторону Коктебели. Ищем место для ночлега. Выбрали нетривиальное место - можно сказать, почти на вершине.
С отличнейшим видом на Карадаг и море. Жаль, высоковато и спустится к морю нереально - только в длинный обход.
Действительно, авто тут выглядит непривычно :) Кстати, ночью даже было немного прохладно.
Утром быстренько завтракаем и спускаемся в посёлок. Покупаем билеты на катер вокруг Карадага и на представление в Дельфинарий (рекомендуем!!)
В ожидании экскурсии на Карадаг проводим время на пляже, пьём квас, едим чебуреки.
По поводу водной экскурсии вокруг Карадага. В целом, ничего особенного. И даже знаменитые "Золотые ворота" с моря смотрятся как-то не так.
Конечно же, по Карадагу экскурсия должна быть пешей.
Движемся дальше. В Щебетовке закупаемся вином в фирменном магазинчике. Ну а далее движемся в сторону Алушты. Уже не первый раз еде по этой дороге - истинное удовольствие. Длинные серпантины, прекрасные виды. По пути заехали на гору (возможно, г. Казах), откуда отличный вид на мыс Чобан-Куле с развалинами одноименной башни
Встали лагерем неделече от трассы вблизи Малоречки. Место неплохое. До моря под гору минут 10-ть. Вечером к нам подъехали Максим с Ритой вместе с киевлянами. Встреча прошла удачно. Ну а дальше было ещё десять дней совместного путешествия. Но об этом в следующей части моего рассказа.
/Продолжение следует/
|
2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved. |
При любом
использовании любых материалов, |
|