< путешествия < главная гостевая Покатушки вдоль Ладоги 20-22 октября 2006 годаИдея данного путешествия как всегда родилась спонтанно. Прежде всего
из-за неустойчивой погоды и коротких выходных сразу отпали варианты
дальних выездов, а во вторых появилась идея использовать большой запас
дров, оставшихся с позапрошлых выходных на нашей стоянке после
соревнований по ночному ориентированию (в районе озера Уловного, недалеко
от станции 78-й км). На
карте (для удобства
просмотра загрузка карт происходит в новом окне)это квадрат
6721/512 - холм между заливом оз. Уловное (Rautjarvi), обозначенного как
Mutal, и небольшим заболоченным озерцом в ста метрах севернее. Вообще
удивительно - найти современную карту такого масштаба 1:20 000 (в 1 см -
200 метров), да еще с нанесенной координатной сеткой практически
невозможно. А ежели и удастся, то как минимум с грифом для "служебного
пользования". И хотя финская
карта датируется 1937-м
годом топографические объекты не изменились (только названия), да и
большинство дорог сохранилось, так что эти карты вполне можно
использовать для ориентирования на местности. Сравните с современным
топографическим атласом "По рекам и озерам Карельского перешейка" -
масштаб карт 1:50 000 (в 1 см 500 м), используя который очень нелегко
найти что-либо на местности -
лист 61. оз. Уловное - Громово - укрепрайон Тайпале - батарея
Каарнайоки -
Выехали из города около 23-х часов и уже к полуночи добрались к стоянке.
За 10 минут поставили лагерь, после чего предались кулинарным
удовольствиям - пиво, вино, шашлыки. Отбились к 2-м часам. На улице
похоже отрицательная температура, но наша стоянка закрыта от ветра, так
что не очень холодно. С утра быстренько перекусили, свернули лагерь и
тронулись в путь в 11-ть часов. Местность рядом с небольшой финской деревенькой Тайпале (ныне Соловьево), в устье р. Бурной была превращена финнами в мощный укрепрайон. Узел обороны Тайпале занимал обширное пространство мыса Коуккуниеми, пересекая территории деревень Кирвесмяки, Теренттиля и Тайпале (см. довоенную финскую карту - масштаб 1:20 000, состояние местности на 1937-ой год.) Он включал в себя пулеметные ДОТы фронтального огня, артиллерийские капониры и батареи и бетонные укрытия для солдат (см. схему - цитируемый источник). Чтобы более представлять себе район военных действий привожу километровку района Rautu (Сосново) и озера Suvanto (Суходольское), а также обзорную карту Ленинградской области и Карельского перешейка, на которой хорошо показана граница между СССР и Финлядией до начала "Зимней" войны. При взгляде на карту становится понятно расположение "линии Маннергейма" - за ближайшей водной преградой - озером Suvanto и рекой Taipaleen-Ioki. На этом участке (р-он Тайпале) осуществлялся один из прорывов линии Маннергейма , и здесь развернулись кровопролитнейшие сражения. Поле перед рекой и лес километра на 1,5 были как раз плацдармом, который удалось частям РККА захватить в еще 1939 году. В начале декабря были захвачены 4 ДОТа, в частности знаменитый ДОТ "Алькасар", который красноармейцы захватили первым в Зимней войне. Захватили, кстати, без боя. Просто в этот момент в ДОТе никого не было. На этом поле при штурме за три дня погибла целая дивизия РККА. Там вся земля нашпигована металлом. Между прочим, давеча посмотрел фильм Talvisota - финский взгляд на "Зимнюю" войну. Герои фильма принимали участие в военных действиях именно в этом районе. Фильм мне понравился, по крайней мере четко выделены основные моменты - непрекращающаяся мясорубка, огромные потери с обеих сторон, особенно русских, постоянные атаки бойцов РККА на финские позиции и действительно варварское отношение к людским ресурсам нашего командования. Кстати, в фильме есть эпизод, когда финские войска без боя оставили один ДОТ, а на следующий день пытались его отбить (намек на "Алькасар"?) О бессмысленности штурма Тайпале говорит и статистика потерь Красной Армии. Если крупнейшая из советских армий, воевавших в той кампании, 7-я, понесла за 105 дней (всю войну) потери 16.422 убитыми и 2.037 пропавшими без вести, то 13-я армия, вдвое меньшая по численности, потеряла за 79 дней (с 26 декабря), штурмуя Тайпале - 16.878 убитыми и 3.826 пропавшими без вести. Общие потери 13-й армии составили более 61% её состава. (цитируемый источник - Легенды и мифы военной истории). Подробно о штурме Тайпеле можно также прочитать здесь: ТАЙПАЛЕЕН-ЙОКИ: КРОВАВАЯ РЕКА - хронология одной из наиболее скандальных неудач Красной Армии в период Советско-Финской "Зимней войны" 1939-1940 гг. После дачных домиков и
моста через речку (где-то рядом с этим мостом была шведская крепость "Тайпале")
влево вверх идет дорога, которая почти сразу упирается в частный участок
с забором из красного кирпича. На этой дорожке сразу после поворота
справа родник. Огромный взорванный ДОТ почему то оказался на этом
частном участке, который, к тому же перекрыл дорогу к батарее Каарнайоки.
ДОТ находиться в самом дальнем конце участка около дороги - о том как
проехать к нему чуть ниже. В общем обычное наше отношение к истории - в
данном случае к военной истории. Ничего удивительного. К счастью, вид на
долину реки Бурной несколько скрашивает негативные впечатления. Пляж хорош. Красивый вид на противоположный
берег реки Бурной и Ладогу. Тем не менее, нет никаких сомнений, что вскоре
это место будет загажено окончательно. Итак, как найти батарею Каарнайоки. Снова процитирую источник: Проехать на перекрытую
частным участком дорогу к батарее можно проехав по параллельной ей еще
одной дороге от Соловьева и потом свернув на перемычку (маленькая лесная
дорожка). Мы ехали по первой (она началась после частных домиков слева в
лесу). (Мы тоже, дорожка проходима для любого автомобиля.)
Перемычка выходит на нужную дорогу сразу за частным участком с красным
забором около ДОТа. Нам надо доехать до большой развилки (перекрестка) двух дорог (по пути будут встречаться несколько отходящих вправо дорог, дорожек и просек но нужен именно перекресток). На нужном перекрестке стоит столбик с щитом, какие-то деревянные конструкции типа скамеек в виде креста и верстовой столбик из бревна с надписью 85/78. Слева леса нет и вид на большой луг (на этот луг уходит пересекающая дорога). Рядом с перекрестком на карте стоит отметка "высота 32".
После перекрестка метрах в 100-150 будет поворот направо на лесную дорогу. На повороте стоит щит. Дорога эта выведет через 2,7-3 км на батарею. Там 4 одинаковых бетонных установки под 152 мм орудия, ангар и фундаменты домиков. Между установками по 200 метров. Расположены они почти квадратом. Установки выглядят издалека как плоские земляные купола. Так что можно сразу не заметить. Для ориентира: после поворота с шитом через 2,5 км. дорога раздваивается и потом снова сходиться, при этом лес становиться редким и чисто сосновым. После того как дорога снова сойдется до батареи осталось метров 200. Ищите её слева от дороги, внутри заворота дороги. А ангар справа, ближе к болоту на самой вершине заворота дороги. Для привязки по картам: батарея находиться на отметке "высота 49". Здесь стоит сделать небольшое замечание - первый капонир отлично виден с дороги, но ежели вы все же его не заметили, то фундаменты домиков однозначно не заметить нельзя. От остатков хозпостроек до места на дороге, откуда просматривается первый капонир, всего метров 100. Судя по всему, хозпостройки показаны и на довоенной финской карте - квадрат 6731/523. На фотографиях ниже приведены наши впечатления от осмотра батареи. Наверное, наиболее важным является то, что это путешествие пробудило живой интерес к событиям 67-летней давности. Про Великую отечественную войну каждый из нас что-то знает, а Talvisota - непопулярная военная кампания и поэтому и память о ней практически стерта. Хотя, побродив по просторам Интернета можно найти много интересного, относящегося к истории "Зимней" войны. Батарея отлично сохранилась. На капонирах чисто, нигде не нагажено. Капониры не взорваны. Получили массу удовольствия от посещения сего места. Что любопытно - так это маленькие сталактитики на под потолком бетонных переходов. Однако весьма выросли за 70 лет!!! Координаты объектов батареи Каарнайоки для
GPS, все координаты в системе WGS84:
Далее привожу сокращенный вариант статьи с сайта Клуба военно-исторической реконструкции "4-ый егерский батальон финской армии": Последнее время в ряде изданий довольно авторитетных авторов в кругах любителей истории «Зимней» войны ходит довольно часто встречающееся утверждение о финской береговой батареи «Каарнайоки», которая своим артиллерийским огнём, чуть ли не остановила продвижение Красной Армии в боях в районе Тайпален-йоки и нанесла последней чудовищные потери! К примеру в книге «Линия Маннергейма и система финской долговременной фортификации на Карельском перешейке» (СПб Изд. Нордмед-издат 2000) написано, что «огонь её орудий оказывал значительную поддержку финским войскам, державшим оборону на участке Тайпале». В сборнике «Принимай нас, Суоми – красавица» (части 2-й) на стр.105 есть утверждение, что «береговая батарея Каарна-йоки (так в док.) – Тайпальского узла сопротивления, сыгравшая решающую роль в обороне этого сектора, была укомплектована исключительно воспитанниками шюцкора (офицерский и унтер-офицерский состав)». На стр. 134 книги «Тайпале» (СПб 2002) автора К. Якимовича написано «Батарея-призрак», чьи четыре шестидюймовых орудия «всегда внезапно открывали огонь, и так же внезапно замолкали, каждым таким ударом нанося значительный ущерб подразделениям Красной Армии». Размеры и надёжность сооружений батареи Каарнайоки, почти полностью сохранившихся до сих пор, наводят посещающих батарею случайных туристов и грибников на безусловную эффективность этих сооружений, но в советской и российской литературе нет практически никаких конкретных реальных фактов подтверждающих эти наблюдения, а только громкие фразы. Странно - такая героическая батарея, а нигде не упоминается её командир, тип орудий батареи и вообще проверенная информация о ней крайне скудна и не имеет примеров. Итак, что же известно? После получения независимости и гражданской войны финны начали стоить линию Энкиля. Левый фланг линии оборонительных сооружений упирался в Ладожское озеро, а так как озеро ранее было внутренним озером Российской Империи, то и береговых батарей на его побережье просто не имелось. Необходимость в постройке на побережье финской стороны линии подобных сооружений была очевидна. Самую ближайшую к границе батарею было решено построить на мысу Ярисевянниеми (ныне мыс Чалка). Батарея своим артиллерийским огнём должна была прикрыть с Ладоги оборонительные позиции в районе Тайпале и не допустить высадки десантов противника. Строительство батареи «Ярисевя» началось в 1921 г. частным предприятием АО «Гранит» и по отчёту на 31 октября 1921 г. имела на вооружении два 120мм орудия «Армстронг» образца 1890 г. Дальность этих орудий изготовленных в Японии по лицензии и проданных России, ограничена 44 кабельтовыми – 8 км 46 м. При такой дальности снаряды Ярисевя могли долетать и разрываться только в финском ближнем тылу и частично в передовых финских позициях. На советских послевоенных схемах боёв за Карельский перешеек зимой 1939-1940 г. сектор стрельбы батареи Ярисевя очень узкий и не захватывает даже посёлок Метсяпирти (ныне Запорожское). Исходя из этого вывод – батарея Ярисевя поддерживать огнём финские части на Тайпале не могла технически. Подобные орудия имели несколько разновидностей боеприпаса преимущественно с донным взрывателем - 120мм пироксилиновая и фугасная тротиловая бомба (предназначенные ранее к 120мм пушке в 50 калибров длиной, Обуховского завода (системы Виккерса). Батарея была расположена на мысу поросшем лесом прямо на побережье и для артиллерийского огня с Ладоги была крайне уязвима. Поэтому к началу 30-х годов финским командованием было принято решение о постройке в береговой полосе ещё одной батареи. Для строительства была выбрана высота 49.0 в около 4-х км от берега Ладоги и в 6-8 км от сооружений линии Энкиля в районах Тайпале и Суванто. У подножия высоты текла речка Каарнайоки, в результате батарея также получила такое название. План строительства батареи был готов уже в 1931 г., но начали строить батарею только в 1936, да и то денег на строительство всей батареи не хватило. В 1936 г построили только одну позицию для орудия. Остальные три позиции, орудийный погреб и прочие сооружения построили в течении 1937-1939 г. Всего на 30.11.1939 г было построено четыре бетонных открытых капонира с коридорами и галереями внутри, наблюдательная площадка, семь блиндажей, орудийный погреб (вместе с погребами в капонирах они вмещали 400 снарядов), баня, казарма мирного времени и командный пункт. В около 800 метрах к северо-западу от батареи была оборудована ложная деревянная позиция. Всю батарею окружало заграждение из колючей проволоки, а с юга батарею прикрывала линия надолб с завалом на левом фланге. Батарея была построена в сосновом лесу который не вырубался, а из-за незначительно высокого расположения над лесом (5-7 метров) не пришлось вырубать сектора стрельбы. Во время войны деревья косвенно спасли батарею, давая отличную маскировку. Новейшая батарея обошлась финскому государству в 950 тыс. марок. В артиллерийских капонирах были установлены четыре 152мм орудия системы Канэ (у финнов 152/45-С). Ранее эти орудия принадлежали русским и были захвачены во время гражданской войны. Финские мастера модифицировали лафеты орудий чем увеличили дальность их стрельбы до 19 км. Перед войной ещё в октябре все погреба батареи были полны снарядов, но из артиллерийских погребов капониров личный состав их вынес и положил в специально вырытые на территории батареи ячейки, а сами погреба стали использовать как убежища для личного состава. Орудия батареи Каарнайоки, по своей конструкции не были спрятаны внутри бетонных построек, они на половину вместе со стволом торчали наружу и могли вести теоретически огонь прямой наводкой имея при этом только несколько сотен метров мёртвой зоны. Уязвимость таких орудий от шрапнельного огня и осколков была очевидна. Разновидностей боеприпасов к подобным орудиям было довольно много: 152 мм стальная мелинитовая бронебойная бомба (вес 41,5 кг, вес заряда 1,229 кг), 152 мм сегментная бомба (вес 41,8 кг, вес вышибного заряда 162г, число сегментов 24), 152 мм чугунный (практический) снаряд, 152 мм фугасная пороховая бомба (крупнозернистый, полированный графитом дымный порох). Командовал батареей лейтенант Viljo Kettunen. В личном составе числились ещё 6 вянриков, 2 фельдфебеля (один из них 15.12.39 стал лейтенантом), 2 ст. сержанта, 11 сержантов, 34 мл. сержанта, 39 капралов и 97 рядовых. Всего 192 человека (в том числе капрал J. Repo демобилизованный 19.12.1939) как правило уроженцев Пюхаярви, Кякисалми, Метсяпирти, Саккола, Куркийок и других районов северной части Карельского перешейка. Все батареи Ладоги официально были подчинены Ладожской береговой обороне (командир полковник Е. Jarvinen), а тот напрямую генштабу. Батареи Ярисевя и Каарнайоки входили в сектор Перешеек (от Тайпале до Кякисалми) под командованием подполковника J. Pikama. В оперативном подчинении этот сектор был подчинен командованию финской ладожской флотилии со штабом в Лахденпохья. Некоторые авторы считают, что батарея Каарнайоки могла прикрыть огнём участок суши почти от Кивиниеми до Тайпале. При предельной дальности в 19400 м и это теоретически возможно, но практически почти не осуществимо. С запада и юга-запада вдоль озера Суванто на расстоянии 6-9 км от батареи проходит линия высот, которые выше чем место расположение батареи, учитывая, что высоты поросли сосновым лесом высотой до 10 метров, они представляли серьёзное препятствие для стрельбы и значительно мешали корректировке огня. Пристреливать же орудия батареи до войны по районам с гражданским населением было бы немыслимо, а получить точные данные о попаданиях уже в ходе боёв маловероятно. Финские гражданские жители оставшиеся на русской территории в посёлке Рийкола не помнят, чтобы они подвергались обстрелу финскими батареями, хотя рядом находилась масса русских артиллерийских батарей поддерживавших части воевавшие в Тайпале. Судя по всему главной целью береговых батарей прежде всего была защита береговой линии Ладоги от возможных десантов с кораблей Ладожской военной флотилии, а не прикрытие огнём укрепрайона «Тайпале». В течении всей войны на батарее (особенно в районе командного пункта) периодически рвались русские снаряды и даже один из них пробил стенку снарядного погреба 4-го орудия, но в основном русские снаряды ложились перелётом. Основную проблему для батареи не имеющей зенитных средств представляли советские самолёты, которые довольно часто бомбили и обстреливали её. Самые тяжёлые потери советские самолёты нанесли батарее Каарнайоки 4 февраля 1940 г. В тот день получили ранение капрал J. Kaasalainen, рядовые P. Hartikka, E. Huovinen, погибли капрал P. Johannes, рядовые S. Henttonen и K. Komulainen. Смертельно ранены были мл. сержант T. Parssinen и рядовой T. Ruuska которые умерли 24.02 и 5.02 соответственно. Забегая вперёд скажем, что эти потери были единственными на батарее до 4 марта когда получил ранение капрал U. Luukkanen. Эффективность огня батареи Каарнайоки по русским войскам в Тайпале довольно спорный вопрос. Проверить его практически невозможно. Вероятнее всего на огонь батареи Каарнайоки русские вообще обращали мало внимания, принимая её за огонь обычной полевой артиллерии. Ни какого особого отношения к батарее в русских документах найти не удалось. Как пишет в своей книге командарм 2-го ранга Н.Н. Воронов - «Финны пользовались старыми снарядами изготовленными до 1917 года,- некоторые трубки и взрыватели покраснели от ржавчины. Подчас более трети снарядов не разрывалось. Мы почти не имели потерь от огня финской артиллерии средних и крупных калибров». Эти утверждения как никогда верны для батареи Каарнайоки. Её орудия были изготовлены ещё до 1917 г., снарядов к этим системам в Финляндии не производили, так как запасы трофейных были значительны. Однако от времени и ВВ, и взрыватели приходят в негодность. Как отмечают советские документы при обстреле гавани Саунасаари 152мм снаряды образца 1907 г. очень часто просто не взрывались. Видимо этот факт послужил усилением в феврале 1940 г. батареи дополнительно одним 105мм К36 орудием (у шведов L/50 обр. 1937 г.) фирмы Бофорс. Орудие прибыло с завода из Швеции в конце января 1940 и его установили на правом фланге батареи в открытом капонире. По непонятным причинам орудие получило прозвище «пушка Чили». Дальность этого орудия 16300 метров, что позволяет вести обстрел русских на значительной площади. Другой довольно серьёзный вопрос – точность стрельбы. Подобные батареи редко ведут огонь прямой наводкой, а прицеливаются по данным дальномера или прибора управления артиллерийским огнём, которые установлены в специальном месте на берегу или на вышке. На дальномер в Тайпале были командированы три военнослужащих во главе с вянрики V. Vasko. Вести обстрел с закрытых позиций батарея Каарнайоки могла только с помощью корректировки, но своей радиостанции батарея не имела, проводная связь была крайне уязвима от огня русской артиллерии, да и командированных на корректировочный пост в район передовой с батареи не было. Финские источники утверждают о эффективной борьбе батареи с понтонными мостами русских на Тайпаленйоки и ледовыми дорогами на Ладоге, но конкретных подтверждений о таких действиях найти не удалось. Упоминание командира III армейского корпуса о батарее Каарнайоки как о «Спасительном ангеле» явно было переоценкой её деятельности. После заключения 13 марта 1940 перемирия гарнизоны батарей без отдыха принялись демонтировать орудия и оборудование. На батарее Каарнайоки работы закончили только в 6:30 утра 15 марта в день отхода финских частей из районов Тайпале. Русским достались только бетонные коробки с минимумом оборудования. Русские оценив возможности батареи не стали тратить на неё взрывчатку (вопреки приказам о уничтожении всех оборонительных сооружений после их захвата). Орудия батареи Ярисевя увезли вглубь Финляндии и сейчас оба экспонаты музея Суоменлинна в Хельсинки. Вот что действительно вызывает уважение - это отношение финнов к своей истории. Пофамильно известны ВСЕ защитники батареи - а много ли мы можем сказать о павших бойцах РККА? окромя слов "братская могила" и более 16-ти тысяч погибших при штурме Тайпалеен-йоки? Ну да ладно, к чему это я......
На следующее утро продолжили путь по
грунтовке Приладожское-Заостровье-Береговое-Моторное-Приозерск. После
Моторного начинается отличное асфальтовое шоссе. Кстати, эта грунтовка
показана еще на довоенной карте
района Pyhajarvi-Kakisalmi (ныне оз. Отрадное - Приозерск).
Складывается впечатление, что за время Советской власти новых дорог в
этом районе не строили.
Крепость "Корела" Корела расположена в 142 км к северу от
Петербурга, на Карельском перешейке, в месте впадения северного рукава реки
Вуоксы в Ладожское озеро. Приозерск – один из древнейших
городов России. Впервые он упоминается в письменных источниках как город Корела.
В летописи составленной в конце XVI - начале XVII в., отмечается что именно в
Кореле в 879 г. был похоронен сам князь Рюрик – родоначальник династии
Рюриковичей. Город Корела являлся важным торгово-военным и религиозно-
культурным центром территории, где обитало летописное племя корела. Он замыкал
Вуоксинский водный путь «из варяг в греки», располагаясь в самом устье Узьервы
(старинное название нижнего течения Вуоксы при её впадении в Ладожское озеро). О
ранней истории древнекарельского города, первоначально именовавшегося Кякисалми
(Кукушкин пролив), сегодня мало что известно из-за чрезвычайной скупости
источников. Предположительно, позднее новгородцы назвали город Корела, по
названию племени, которое проживало в этих местах. Само племя корела упоминается
в новгородских берестяных грамотах с 1066 г., а в летописях с 1143. В древности
крепость Корела находилась на острове реки Вуоксы, но со временем, из-за
понижения уровня воды в реке, один из рукавов древнего русла высох, и крепость
оказалась не на острове, а на мысу. Старая крепость
Осмотрев все, через Водяные (Мельничные) (15) ворота покидаем крепость. Наши покатушки близятся к завершению. Примерно в 16-ть часов прибыли в Санкт-Петербург.
Галерею фотографий с этого выезда смотри
здесь |
2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved. |
При любом
использовании любых материалов, |
|