< путешествия < главная гостевая Любытино - Боровичи - Суворово-Кончанское
|
Военное поселение в Селищах именовалось Первый округ графа Аракчеева полка, посему, здесь был построен штабной городок по проекту великого русского зодчего Василия Стасова. Городок помимо казарм включал также кордегардии и дом для пребывания императора. Постройки были обнесены чугунной оградой, а плац оборудован специальной дренажной системой. |
Казармы состояли, собственно, из огромного манежа (экзерциргауза) размерами 151,5м x 34м, по сторонам которого находились жилые помещения и церковь. По свидетельству современника, в манеже могли расположиться три эскадрона (384 верховых) развёрнутым фронтом. Церковь - трехпролетная с пятью колоннами. Во время больших торжественных служб вместимость церкви могла увеличиваться за счет примыкавшего экзерциргауза, куда вели три двери. Боковые флигели предназначались для размещения в них госпиталя и учебного (позже – резервного) батальона. |
Планировочные и подготовительные работы были проведены в 1818 г., а строительство фундамента и стен экзерциргауза началось в июне 1819 г. Перекрытия для него выполнялись под руководством генерал-майора Л.Л. Карбоньера, того самого, который принимал участие в проектировании и строительстве Московского манежа. Производителем работ был назначен инженер-капитан К.Ф.Детлов, который руководил строительством этого комплекса вплоть до его окончания. Примечательно, что за эту работу ему было высочайше пожалован «пожизненный пенсион» в 2 тыс. руб., чего удостаивались немногие заслуженные генералы. Штабной комплекс гренадерского графа Аракчеева полка был закончен, в основном, к 1826 г. |
В Селищах, в Гроненском гусарском полку, после возвращения из ссылки на Кавказ, в 1838 году служил М.Ю. Лермонтов. В этих же казармах 31 марта 1872 года родился великий Сергей Павлович Дягилев. Там в то время служил его отец, потомственный дворянин и кадровый офицер, в последствии дослужившийся до звания генерала.
В время Великой Отечественной войны в казармах располагался сначала госпиталь, а потом штаб 59-й армии Волховского фронта. Однако по свидетельству местных жителей, наибольший урон эти строения потерпели не во время войны, а уже в 80-е годы, когда ленинградские дачники начали активно застраивать берега Волхова. И стали разбирать казармы на кирпич – мол, из аракчеевского кирпича самые лучшие печи на свете получаются. Конечно, местные им тоже по мере сил «помогали». Совместными усилиями простые советские люди добились того, чего не смогли сделать фашисты, – разгромить великолепное здание.
Здесь Сергей проверил свой самодельный миноискатель. Оказалось, что приборчик реально работает :) |
Далее держим путь через Малую Вишеру в сторону пос. Любытино. В Быково едем прямо в сторону Вечеремы. Состояние дорожного покрытия после Малой Вишеры мягко говоря неудовлетворительное. Сплошные ямы. Но скорость держать получается (в среднем около 60 км/час). На участке от Быково до Вычеремы состояние дорожного полотна заметно лучше. Наша цель - почитаемый местными жителями Святой ручей, находящийся недалеко от деревни Вычерема. Чтобы попасть туда, сразу же за мостом через Мсту поворачиваем налево (при движении от Малой Вишеры) в деревню Вычерема, проезжаем через неё, далее движемся по грунтовке через дер. Павлово, мимо дер. Селищи и далее по лесной дороге ещё километра три. На развилке лесных дорог есть указатель, так что тут и без навигатора заблудиться не получиться. Лес кругом сосновый, грунт песчаный, так что ехать одно удовольствие. Нам показалось, что в таком лесу можно запросто найти хорошую стоянку на ночь, ну а вода есть в Святом источнике на ручье. В принципе, можно остановиться даже у самого источника, ибо поляна, где можно бросить машины большая, а лес кругом сосновый и не хламный.
На поляне недалеко от источника построена деревянная часовня, чуть ниже есть оборудованная купальня. Вниз к купальне от поляны ведет пологая деревянная лесенка. Водица в источнике очень вкусная. Рядом с часовней есть отличная беседка со столом, где мы с удовольствием и устроили ланч. Координаты источника (WGS84) согласно www.geocaching.su - N58°50.599' E 33°0.830'. Место красивое и зачётное. |
Возвращаемся обратно «на большак» и движемся в Любытино (до 1931 года историческое название этого населенного пункта было Погост Белое) через Витин Бор. После поворота (Т-образный перекресток) асфальт заканчивается и начинается грунтовка, слегка подраскисшая после дождя, но, поверьте, ехать по ней намного приятнее, чем по альтернативному асфальтированному участку (обратно ч/з Быково), ибо эта основная дорога вблизи Любытино убита напрочь. От Т-образного перекрестка до Любытино 18км. На грунтовке встретился всего лишь один неприятный участок (как раз сразу после поворота) - мост через ручей, заметно подразбитый лесовозами. В 13.30 подъезжаем к музею. И нас уже ждут.
В IX-X веках поселения древних славян в районе современного поселка Любытино являлись центром большой округи по среднему течению реки Мсты, которая в древних документах и летописях называлась Помостьем. На Любытинских поселениях находилась резиденция местных славянских князей и их дружин, сюда свозилась дань с подвластных территорий, устраивались межплеменные соборы. По сути дела, Любытино в конце первого тысячелетия нашей эры развивалось по пути превращения в крупный городской центр, готовый поспорить с Новгородом за господство в восточных районах Новгородской земли. Однако этого не произошло. Летописные сведения о ранней истории районов к востоку от озера Ильмень весьма скудны. Исключение составляет сообщение летописи, помещенное под 947 годом, о походе киевской княгини Ольги на Мсту и Лугу, которая хотела установить здесь власть великокняжеской администрации. Главный удар был нанесен по основному центру Помостья - району современного Любытино. Именно тогда здесь был основан княжеский погост и этот исторический центр включен в состав владений Новгорода.
«Славянская деревня Х века» была задумана директором Краеведческого музея Андреем Ивановым как уникальный комплекс, в точности воссоздающий жизнь славянского поселения, существовавшего тысячу лет назад. И в русле проекта «Русь глубинная» в 2006 году при помощи Новгородской Администрации, Новгородского общества любителей древности, Новгородского университета началось воссоздание облика славянской деревни. На сегодня комплекс приобрёл законченный вид. Все постройки в Славянской деревне возводились по древним «технологиям» без применения современных инструментов, используя бревна, мох, дерн, бересту...Причём как в самом облике деревни, так и в конструкции домов и хоз. построек нет никакой отсебятины - всё сделано в соответствии с данными археологических раскопок.
Место для деревни было выбрано не случайно – рядом и река Мста протекает, и сопки есть, и древнее поселение было, о чем свидетельствуют данные археологии.
Предваряя экскурсию, нас пригласили в демонстрационный зал музея, где директор музея коротенечко (минут на 20-ть) рассказал нам про основные достопримечательности и археологические исследоывания Любытинского района. Ну а далее уже двинулись непосредственно в музей. Стоит сразу сказать огромное спасибо Андрею Иванову за действительно интереснейшую экскурсию. Я лично давно не получал такого удовольствия от посещения музея. Вкратце, мы узнали, что славяне пришли на Мсту больше тысячи лет назад. До них тут жили финно-угорские племена, от которых осталось несколько длинных могильных курганов. В типичной славянской деревне не было улиц, все дома располагались по кругу, за изгородью, чтобы защищать домашних животных от их главного врага – животных диких. |
Загон для скота располагался в центре круга. Животных круглый год держали на улице, только молодняк забирали зимой в дома.
Земледелие древних славян было подсечно-огневое. То есть участки леса выжигались для получения участка под пашню. В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, выступающую хорошим удобрением. Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли, потом требовалось рыхление участка ручными орудиями. В принципе, это весьма эффективный тип землепользования, характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории и довольно высокой производительностью труда. Основной недостаток - земля быстро истощается, а на её восстановление требуется весьма заметное время (лес восстанавливается порядка 40-60-ти лет!!!). Но в то время это было оправдано. Лесов много, плотность населения мала. Да и много ли земли надо для прокорма деревни, ведь одна славянская деревня – это один род, одна большая семья, т.е. где-то человек 25-30: отец, мать, сыновья, невестки, внуки... Ну а когда земля истощалась, род искал себе другое место, и аналогичная деревня строилась уже на другом месте.
Древние славяне были язычниками, поэтому трупы они сжигали, хороня лишь прах. Когда умирал глава рода, то ему строилась сопка: клался круг камней, в него насыпалась горка песка, на которую водружали горшок с прахом. Затем все засыпалось песком и землей, до образования сопки высотой 10-15 метров. Одна такая сопка расположена на территории музея недалеко от берега Мсты.
С нее открывается великолепный вид на реку и на саму деревню.
А вообще, в окрестностях Любытино сохранилось около 250 славянских сопок, так что место для организации музея выбрано не случайно.
Славянская деревня X-го века - поселение небольшое. Под открытым небом воссозданы 4 жилых дома, кузня, амбар, погреб, хлебная печь. В музее на основе раскопок реконструированы жилые славянские дома трех типов – северорусского, западно-русского и южно-русского. Основные отличия - это расположение печи отностительно входа. Как уже упоминалось, одна деревня - один род, так что все хозяйственные постройки в деревне были общими. По сути, славянская деревня это одна большая коммунальнная квартира. Самая большая изба в деревне - главы рода. |
Общая планировка славянских жилищ была четырёхугольной (так называемый четверик) или даже квадратной. Венцы домашних строений чаще всего врубались «в обло». При этом брёвна прилегали вплотную по всей длине, а пазы прокладывались мхом, так что дом получался более теплоустойчивым. И продольный, и поперечный пазы делались в верхней поверхности нижнего бревна. Лишь через сотни лет продольный паз переместился на нижнюю поверхность верхнего бревна, ибо при таком способе компоновки значительно снижается количество воды, затекающее в бревно во время дождя. В результате этого брёвна меньше гниют, а дом получался долговечнее, хотя с технологической точки зрения это более сложно. Но для X-го века долговечность дома была не настолько уж и важна. Ведь, как уже было отмечено, при подсечно-огневом земледелии род время от времени строил деревню на новом месте.
Славяне с давних пор знали пилы и широко их использовали в столярном деле или для внутренних отделочных работ. Однако при строительстве домов они использовали только топоры. Вызвано это было тем, что рубка понижает гигроскопичность древесины, а распиливание повышает. При рубке стволовые волокна пережимаются, а при распиливании «распушаются», в результате чего торцы брёвен поглощают влагу куда с большей скоростью. Понимание изменения гигроскопичности древесины от метода разделки бревна сподвигло строителей и на то, чтобы даже доски делать с помощью топора. Для этого по торцам и вдоль бревна делались предпочтительно замкнутые засечки, в которые равномерно по длине бревна забивались клинья. В результате этого бревно разваливалось на части, а получившиеся доски для предания гладкости обрабатывались потёсом - специальным топором с широким лезвием, которое могло составлять до половины общей длины топора.
Особенность избы 10 века - это отсутствие окон. Есть только дверь (она же и является по совместительству окном), да и та относительно человеческого роста слишком мала. Объяснение этому простое: в старину люди таким образом берегли тепло в доме, что нашем суровом климате является главной задачей. Кстати, по этой же причине крышу сверху покрывали дерном. Интерьер избы очень скромен - это скамья вдоль стены, обеденный стол, полати, покрытые шкурами животных (шкуры настоящие, мы, в частности, запомнили медвежью) и печь из валунов, которая топилась «по-чёрному» – т. е. весь дым и копоть валили в дом и выходили наружу через щели крыши (потолков в славянской избе X-го века не было), либо специальное маленькое оконце в верхних венцах. |
Кстати, печи в реконструированных домах не для галочки, а самые что ни на есть настоящие, нам даже продемонстрировали одну из них в действии. Впрочем не только печь, но также и кресало, чтобы добыть огонь. Когда печь была истоплена, оконце закрывали, а валуны отдавали тепло.
Стоит отметить, что «чёрный» способ топления, как это ни покажется странным большинству из нас, не являлся признаком отсталости славян. И можно только сожалеть по поводу того, что такой способ обогрева очень часто приводят в качестве аргумента демонстрации убогости славян, которые по мнению этих «специалистов» не то что до прихода Рюрика, но и до крещения Руси могли лишь топить «по-чёрному» да промышлять бортничеством...На самом же деле «чёрное» отопление в сравнении с «белым» имеет не только недостатки, но и неоспоримые преимущества. В связи с тем, что печь имела лишь один вход-выход, то она лучше держала тепло и позволяла протопить одинаковый объём помещения с меньшими затратами. Низкие потолки в «белых» избах во многом были вызваны много большим расходом поленьев на протопку такого помещения.
Копоть была полезна не только тем, что, покрывая верхние брёвна, сохраняла их на долгие годы, действуя как антисептик (благодаря чему дом практически не гнил), но еще и не давала разводиться мелкой живности, например, тараканам. Но даже не это отмеченное было главным достоинством «чёрного» дома. Как свидетельствуют этнографы, для «курных» домов характерен сухой, тёплый и, самое главное, свежий воздух. В доме дышалось легко именно из-за того, что двери в такое помещение были всегда открыты, чем обеспечивалась качественная циркуляция воздуха, который не застаивался, и, тем самым, не вызывал чувство духоты. Поэтому-то от «курных» изб не отказывались ещё очень долго, даже после того, как получили распространение дымоходные печи. Хотя нельзя не отметить и то, что в северных регионах, где дымоходы возникли позже, чем на юге, отказ от протапливания «по-чёрному» пришёл достаточно быстро, ибо зимой было очень трудно обеспечить отсутствие проникновение сырости и холода в открытую дверь. А держание двери закрытой могло привести куда к более плачевным результатам, чем простуда.
Печь и тепло дарила, и еду в ней готовили на открытом огне. На полке, которая обычно отделяла закопченные брёвна от «белых», расставлена скромная утварь из глины и бересты. Очень аскетично, но тогда главной задачей было – выжить. Огонь в печи даёт мало света, поэтому и заниматься чем-либо в доме сложно. Но в нём и не жили в нашем понимании этого слова. Большая часть жизни проходила на улице, в поле, на охоте, а в домах только ночевали. |
Весьма интересно было узнать о проблемах, с которыми довелось столкнуться при постройке комплекса, и то, как они решались. В частности, использование корней деревьев (елей) является одной из особенностей при строительстве крыш в те далёкие времена (для изготовления т. н. «куриц»). Вот с ними то и возник затык - где взять столько корней? Решение оказалось гениальным - на лесоповале. Таким образом удалось сэкономить значительную сумму. Вторая проблема была связана с крышами. Для гидроизоляции крыш славяне использовали бересту, заменяющую современный рубероид и шифер. Крышу полаглось устилать несколькими слоями бересты, но сейчас это уже непозволительная роскошь (экологи просто взвоют), поэтому при реконструкции положен лишь один слой, да и то только с краёв, а рубероид попытались максимально замаскировать. |
Помимо собственно изб, на территории деревни строились и хозяйственные постройки.
А эта «избушка на курьих ножках» - амбар. Он не просто так поднят над землёй. Обратите внимание на конструкцию «ног» - они сделаны с таким расчётом, чтобы мыши по ним не могли подняться наверх. Оригинальное решение...
А это хлебная печь, и в ней пекут хлеб. Вообще, специальная постройка для хлебной печи - это особенность южных регионов, и во многом это связано с тем, чтобы лишний раз обезопасить хлеб от нечистой силы.
А вот эта конструкция из жердей под навесом называется «шиш». На нём сушились снопы. Выражение «у него нет ни шиша» обозначало когда-то, что человек, не имеющий даже такого простого предмета, — никудышный хозяин. Ну, или что у человека нет ничего в буквальном смысле этого слова, ибо соорудить шиш дело, в общем-то, нехитрое. Кстати, при фотосъемке, чтобы на лицах были улыбки, «по-славянски» стоит сказать именно «шиш» :)
Ну и как и многие до нас, попримеряли кольчужки и пометали копье.
Пока нам рассказывали про быт славянской деревни, дети тоже не сидели без дела: бегали, прыгали, повсюду стремились залезть. Но за ними присматрировала тётенька из музея, так что мы могли полностью сосредоточиться на экскурсии. Типа бесплатный дополнительный сервис. За это отдельное спасибо. А это вот наши «бойцы»:
Недалеко от музея, на территории школы, располагается целое «гнездо» погребальных сопок. Их там что-то около шести или семи.
Школьная территория, кстати, примечательна еще и мемориалом в честь учителей и учеников, погибших в боях за Родину. В качестве памятника тут установлен довольно редкий артиллерийский тягач, а не стандартный Т-34. Ну и оригинально смотрится стена, выстроенная из каменных валунов, на каждом из которых выбита фамилия. Памятником архитектуры является и здание церковно-приходской школы (1897 г.) и поныне использующееся по прямому назначению, а также деревянный дом для учителей, обращенный фасадом к р. Мсте.
Оставив машины почти что в центре посёлка на небольшой стоянке, пошли осматривать другие достопримечательности Любытина. В самом центре посёлка на правом берегу р. Белой недалеко от в падения её во Мсту, на улице Советов, стоит большое кубическое здание, облицованное глазурированным кирпичом. Это Собор Рождества Пресвятой Богородицы (кон. XIX- нач. XX вв.), построенный на месте сгоревшей в 1884 году церкви Архистратига Михаила. Здание строилось как церковь, но по назначению никогда не использовалось, поскольку случилась революция. Сейчас здесь располагается Любытинский дом культуры. Облицовочная плитка и облицовочный кирпич очень красивы и прочны до сих пор — ведь они изготовлены на знаменитом заводе Вахтера в соседних Боровичах.
Рядом вот такой вот красивый жилой деревянный дом.
За церковью-клубом начинается дорожка, по которой можно спуститься к месту впадения реки Белой в Мсту и перейти на другой берег по подвесному мосту. Мостик очень живописный и легко раскачивается.
По другую сторону моста находится парк усадьбы И.Л. Горемыкина (председателя совета министров Российской империи в 1914–1916 годах). Парк расположен на мысу, и от него открывается великолепный вид на Мсту и противоположный берег с церковью Успения Богородицы.
На этом месте находилось древнее городище, где славяне жили еще до прихода сюда княгини Ольги в 947 году. Но дворянин Горемыкин пренебрег ценностью городища — ему был нужен парк (хотя культура археологических раскопок в Российской империи уже существовала). При строительстве вал городища был просто срезан и рельеф площадки изменен.
Усадьба Белое - родовая, досталась Горемыкину от родителей, владевших её все 18 столетие. В 1846 году опекунами в усадьбе был построен господский деревянный дом в 22 комнаты на место старого, простоявшего более 100 лет, по одному с ним плану. По описанию в доме имелась библиотека, состоящая из книг русских, немецких, французских (более 2-х тысяч томов), были и рукописные книги. В доме хранилось довольно много наследственных икон в старинных окладах, много мебели красного дерева, были вещи старинного времени – эпохи Екатерины Второй и даже Петра Первого. Хранилось значительное количество древних рукописей и актов, а ткже обширная переписка разных лиц, начиная с 30-х годов 19 века. В усадьбе Горемыкиных останавливался проездом А.В. Суворов. |
В усадьбе имелась также часовня с древними каменными вкладными крестами. На погосте находилось семейное кладбище, на котором похоронены предки И.Л.Горемыкина, среди которых, как указано на могильной плите, Василий Горемыкин, служивший при Петре Первом денщиком. В 20-е годы двадцатого столетия господский дом сгорел, удалось спасти немного книг и вещей. Зато уцелел дом управляющего, построенный в 1897 году в стиле модерн, — своими очертаниями он очень похож на старые дачи в Сестрорецке или Зеленогорске. Теперь здесь детская школа искусств. Сохранился также ледник и еще одно здание хозяйственного назначения. |
На левом берегу Мсты в пейзаже доминирует церковь Успения Богородицы, возведенная в 1832 году на деньги местного помещика Ханыкова. Рядом, ближе к мосту, виднеется еще одна небольшая деревянная церковка 1858 года постройки (хорошо видна на панорамном фото, представленном выше).
Ну и, конечно же, нельзя не отметить и памятник первым механизаторам - цельнометаллический трактор ХТЗ выпуска 30-х годов. Пройти мимо и не посидеть за рулём просто невозможно.
Недалеко от поселка Любытино, среди так называемых Шереховских высот, течет речка Прикша. Недалеко от деревни Галица она прорезает высокий холм, состоящий из известняковых пород, и образует небольшой каньон. Уже в конце каньона дно реки, представляющее собой карстовую плиту, имеет две ступеньки в два и пол-метра высотой. Начало тропы метрах в 150-200-х за мостиком через Прикшу. Мостик раздолбан, но проехать можно, хотя смысла особо не было. Просто лишний раз помесили грязь да заговнили «железных коней».
Водопад не впечатлил. Оно понятно, что для Новгородской области - это водопад, но вот с Карельскими просто не сравнить. Даже наш Тосненский и то помощнее будет. Около водопадов есть импровизированные стульчики-чурки и поставлены мангалы. Сюда даже возят экскурсионные автобусы на шашлыки! Хотя именно для шашлыков место крайне неудачное. Стоять рядом тоже негде. Проехать дальше ближе к деревне сейчас сложно (начало мая, да и дожди прошли). Так что после осмотра водопада поехали обратно в Любытино. По пути поискали стоянку на ночь. Встали километров через 5 недалеко от дороги в поле. В принципе, не такое уж и плохое место. По крайней мере, с дороги нас не видно.
При подготовке данной публикации были использованы материалы различных интернет-источников.
Часть 1 Часть 2
2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved. |
При любом
использовании любых материалов, |
|