Покатушки Оредеж-Борщево-Клюкошицы-Каменные поляны
|
Далее двигаемся пешком направо
(вверх по течению) вдоль озера по берегу (летом есть тропа) или по льду
озера.
"Большая" пещера находится в
точке "58 50.683. 30 21.500" совсем близко от паромного сарая. Вы легко
увидите обнажение из красного песчаника и дырку в нем.
Другая (меньшая по размерам)
пещера несколько дальше по берегу в точке с координатами "58 50.747 30.
21.852". Но, к сожалению, глубоко проникнуть не удастся, проходы
завалены. Между ними есть еще одна пещерка. Но завалена почти сразу от
входа. Скорее всего именно та, где в свое время захоронили чумных свиней,
после чего и завалили вход.
Продолжаем двигаться дальше
вдоль Оредежа.
Для начала небольшая георгафичекая сводка. Оредеж берет начало на южном
склоне Ижорской возвышенности из небольшого водоема на месте выхода
ключей и впадает в Лугу справа на 194-м километре от устья. Длина Оредежа
– 206 км. В верховьях река прорезает силурийское плато и течет по
слабовсхолмленной моренной равнине. Русло умеренно извилистое. Дно
песчаное, с одиночными валунами. На отдельных участках – быстрины и
перекаты. Средняя ширина реки – 20-40 м. Берега песчаные, крутые, местами
луговые, преимущественно поросшие хвойными и смешанными лесами. В районе
селений небольшие рощи и отдельные деревья. В среднем течении – широкие
поймы с заливными лугами. В низовьях Оредеж протекает через озера
Антоново и Хвойлово с широкой поймой и высоким коренным берегом. Долина
реки Оредеж с древнейших времен привлекала к себе внимание людей. И на
малиновых берегах этой реки поселения существуют уже более тысячи лет, а
может и не одну тысячу лет. Например, около поселка Ям-Тесово есть
курган, захоронение, датируемое 800-ми годами. Там вообще много таких
курганов, копаных - перекопанных. Нетронутых захоронений там нет. Да и в
более позднее время эти благодатные места представляли интерес. Здесь
много поселений, возраст которых 500 и более лет.
Первый интересный объект на нашем пути - бывшая усадьба Дашковых в
поселке Надбелье. Как и чаще всего случается с такими усадьбами, в
настоящее время от былого великолепия мало что осталось. Привлекает
внимание неплохо сохранившееся водонапорная башня, каретный сарай,
барский дом и какие-то хозяйственные постройки сложенные пополам из
валунов и кирпича.
Усадьба располагается на
крутом высоком берегу Оредежа, с которого открываются неплохие виды на
противоположенную сторону. По пути от шоссе вы проедите мимо заброшенного
пруда, про который кто-то пишет «симпатичный прудик», а кто-то
характеризует как «грязная вонючая лужа». Мы не смогли сложить о нем
какого либо мнения, ибо пруд был подо льдом и снегом. До недавнего
времени в усадьбе располагался какой-то оздоровительный лагерь для
подростков. Судя по надписям и рисункам, трудновоспитуемых. Рядом с
усадьбой глубокий овраг, который раньше входил в структуру имения.
Конечно, все строения и парк претерпели существенные изменения в новейшее
время, но можно углядеть и интересные вещи. Так, например, хозяйственная
постройка расположенная почти на обрыве Оредежа покрыта шифером, из-под
сорванных листов которого проглядывает лемех (деревянные осиновые
пластинки, которыми крыли крышу по позапрошлом веке).
Осмотрев усадьбу и сложив мнение о ней, едем дальше, вверх по течению
Оредежа. По ходу проезжаем поселок Ям-Тесово. Именно напротив него Оредеж
резко уходит на север (вернее, приходит с севера), а долина, заполненная
водой, уже принадлежит речке Тесовке, а после ее поворота на юго-восток –
еще более мелкой речке Рыденке, которая каким-то загадочным образом
ухитряется изображать полноводный местами водоем. Гидрологи утверждают,
что такие разливы образуются вследствие очень незначительного перепада
высот и мощной подпитки грунтовыми водами.
Проезжаем деревню Бережок и чуток не доезжаем до деревни Заполье. Здесь
на высоком холме, в развилке дорог местное кладбище и церковь. Вернее, ее
остатки. Этот храм был воздвигнут в 1827 году, во имя Климента Римского
(бывшего четвертым по счету Папой Римским). Строение представляет собой
редкий образчик полубарокко – без колокольни, с ротондовидным куполом, с
крошечными главками вокруг главной луковки. Любопытна эта церковь внутри
– она не содержит никаких намеков на вертикальное членение пространства,
то есть на головой вошедшего образуется громадный воздушный купол до
самого верха. Вероятно, это должно было впечатлять. Вообще это сооружение
мало похоже на традиционные утилитарные церкви сельского Северо-Запада,
которые ставилась не для красоты, а для службы; это же декоративное
сооружение больше подошло бы столице. Церковь, к сожалению не действующая
и довольно сильно разрушенная. Попыток восстановительных работ не видно.
Полы разобраны, видны полуобвалившиеся своды подвалов. Даже странно, что
на окнах еще сохранились старинные кованные решетки. Погост же явно
используется для захоронений и поныне, видны довольно-таки свежие могилы.
Теперь путь лежит к деревне
Клюкошицы, где расположена церковь Флора и Лавра. Церковь фантастической
архитектуры: 1870-х годов постройки, она похожа нижней своей частью на
фрагмент Псковского кремля, а верхней – на помесь барокко все с тем же
кремлем. Вокруг церкви – погост, на котором местных жителей хоронят и
сейчас. А все вокруг обнесено каменной стеной, высотой метра полтора –
два. По углам стены – декоративные башенки, так что все вместе напоминает
большой монастырь с крепостными стенами. Но только в миниатюре.
По словам местной жительницы, которая обрадовавшись заинтересованным слушателям провела небольшую экскурсию, церковь на этом месте стоит уже лет пятьсот – шестьсот. Вначале была деревянная - на этом месте что-то вроде небольшой часовенки, затем каменная. Храм действующий. После революции, как и большинство культовых строений в советской России, был обращен в склад сельхозинвентаря, затем, в середине 30-х годов в клуб. На кирпичи для постройки коровников или свинарников разобрали половину колокольни. В войну строение пострадало не сильно, но до сих пор видны выбоины от снарядов и пуль на стенах. |
На колокольне, как всегда,
размещали пулемет. В 1943 году немцы (!) привезли сюда русского
священника, который и стал служить в храме. Причем нередко читал молитвы
во славу русского воинства, это при немцах то! После войны этот человек
был загноблен советской властью. Но церковь с тех пор оставалось
церковью. Сейчас службы бывают здесь редко: только по большим церковным
праздникам, когда сюда специально приезжает батюшка. Так что попасть на
службу в этот храм большая редкость. Рассказала эта женщина нам и легенду
про храм. Церковь и погост построены на правом берегу речки Тесовы, а
дорога, «большак», проходит по левой. Вот там, на холме, где ныне стоят
два жутких дома из силикатного кирпича с выбитыми и заклеенными
полиэтиленом окнами, и решили строить новый храм. Заложили краеугольный
камень и пошли праздновать. Утром приходят – нет камня. Куда делся? А
потом обнаруживают его во дворе старой церкви. Как сюда попал, никто не
ведает. Снова перенесли его на новое место и заложили. А наутро он опять
во дворе храма лежит. И в третий раз так же. Ну посудили, порядили, и
решили что на то воля Божья. И оставили все как есть, не стали строить
храм на новом месте.
Движемся далее по дороге вверх по течению речки Тесова, а далее вдоль речушки Березенка. Проезжаем деревню с интересным названием Вольные Кусони. На въезде в деревню у дороги стоит весьма симпатичная часовенка. Далее держим путь в ур. Каменные Поляны |
Здесь, почти
на самой границе Ленинградской и Новгородской областей находится одна из
старейших церквей в нашем регионе. Это Церковь Рождества Иоанна Предтечи,
основанная в 1552 г(!!!) по приказу Ивана Грозного. Когда-то здесь была
деревня Каменные Поляны. Во время войны деревня была разорена и ныне по
дороге из Машковых Полян в Вольные Кусони об исчезнувшей деревне
напоминают лишь строения скотного двора, да окруженная зарослями
кустарника и деревьев полуразрушенная церковь с кладбищем вокруг нее. Да,
к сожалению, время не пощадило этот, видимо когда-то очень красивый храм.
Храм за историю своего существования не раз достраивался и перестаивался:
в 1646 - придел Иоанна Новгородского; в 1718 - каменный придел Св. Духа и
деревянный свт. Климента Римского (сгорел в 1827); в 1832 - придел свт.
Митрофана Воронежского в крипте. Церковь была закрыта советской властью в
1939-ом, но действовала во время войны в 1942-45. Храм был разрушен в
великую Отечественную вместе с деревней, так и брошен, и продолжает
разваливаться невзирая на попытки восстановления (следы видны, но
теряются). Впрочем, не все так печально. Несколько лет назад храм привлек
внимание сотрудников областной инспекции охраны памятников и
ленинградских реставраторов, получив должную историко-архитектурную
оценку и датировку 16 веком. Выполнен обмер здания, подготовлена
документация для его реставрации (И.П.Любарова, О.В.Боровицкая),
проведено архитектурно-археологическое исследование. И реставрация в 2002
году началась. Некое ООО «Экорем» в 2002 году выиграло конкурс на
проведение здесь реставрационных работ. Но вряд ли можно много
восстановить на 400 тыс. руб.
Крестово-купольный по типу, четырехстолпный трехапсидный храм поставлен
на высокий сводчатый подклет. Широко расставленные опоры несут
центральную главу, над юго-восточным компартиментом поставлена еще одна
глава, подчеркивающая местонахождение придела. Несмотря на то, что
полянская волость принадлежала новгородскому владыке, в архитектуре храма
преобладают черты не новгородского, а общерусского зодчества. К ним
относится двуглавие, широко распространенное в постройках конца 15-16
веков Белозерья и Москвы, а также повышенные подпружные арки в основании
центрального барабана. Необычно выглядят стены храма: кирпичная кладка
как бы инкрустирована плитами свободной конфигурации, создающими
своеобразный живописно-архаический эффект.
Колокольня построена в 19-ом веке. В настоящее время тоже сильно
разрушена.
В деревне Клюкошицы, пожилая
женщина рассказала нам любопытную легенду про основание этой церкви.
Известно, что царь Иван Грозный совершил поход на Великий Новгород. По
видимому с единственной целью – пограбить, ибо, зачем было покорять еще
раз город, уже присоединенный к Московскому государству еще его дедом,
Иваном III. В Новгородских землях, никто не хотел показывать путь к
Новгороду царю-захватчику, и войска Ивана заблудились и вышли к Каменным
полянам. Тут нашелся предатель, который показал путь к Великому
Новгороду. И отсюда уже московские войска без проблем дошли до цели. А
царь приказал заложить в Каменных полянах храм. И выстроились царские
опричники в цепочку от самого Новгорода (!), и передавали друг другу
кирпичи и камни от Новгородских храмов, чтобы ознаменовать, постройкой
этой церкви свою победу. Из новгородских камней сложили фундамент, а
дальше уже строили из местного сырья. Вот такая легенда. Но похоже, что
именно легенда. С историей храма можно ознакомиться через интернет-версию
журнала София.
Домой вернулись к полуночи. В целом оказалось, что все реально осмотреть
за день. Прогулка получилась весьма познавательная.
2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved. |
При любом
использовании любых материалов, |
|