< путешествия < главная гостевая Водлозерский Парк - Онега
|
Идея поездки в Водлозерский Парк у меня вынашивалась давно, да вот как-то всё не получалось. И на то были свои причины: далековато (от города все 650 км будет), да и дороговато, ежели водную прогулку по озеру совершать самостоятельно, а не в компании друзей-единомышленников. Но очень хотелось. Ибо места эти воистину достойны посещения и, по правде говоря, не такого беглого, как получилось у нас. И так получилось, что на июньские праздники 2011-го года всё как-то удачно срослось, и на 11-е число мы заказали экскурсию команды «ПитерселдонРУ» по интересным местам Водлозерья. Несмотря на статус Национального Парка и постепенное развитие сети гостевых домов, Водлозерье по-прежнему не так уж часто посещается туристами. И, в общем-то, это легко объяснимо – не так далеко отсюда есть гораздо более доступный и раскрученный Кенозерский Парк. К тому же, на территории Кенозерского Парка заметно больше достопримечательностей, в том числе и памятников деревянного зодчества. Там же, в Кенозерье, находится и «жемчужина» Севера - Порженский Погост. Но и у Водлозерского Парка есть свои плюсы - это, прежде всего, почти нетронутая природа, а также и свой объект паломничества - Ильинский Погост, настоящий шедевр деревянной архитектуры русского Севера. |
Но возвращусь к нешей поездке. Экскурсия была заказана, но до Водлозера надо было еще добраться, а сие оказалось не так уж легко. Из города стартовали в 16-ть часов в надежде не застрять в пробках. Но «надежды юношей питают», а действительность оказалась такой же, как и всегда. И виной тому вечный ремонт на Мурманке. Четыре узких места, в т.ч. ремонт моста через р. Лаву и дорожные работы перед Кисельней. Последние и стали причиной основного затора для желающих покинуть город, хотя, на мой взгляд, сильных неровностей дороги не было, и пробка сформировалась просто на пустом месте. Так или иначе, 3.5 часа добирались до моста через Волхов, ну а дальше всё пошло гораздо веселее. Полетели весьма быстро, и даже ремонт дороги на участке Лодейное Поле – Подпорожье не особо нас замедлил. Стоит отметить резкое улучшение качества покрытия Вытегорского грейдера - теперь на всех грунтовых участках 60-80 км/час держать вполне реально. Долго ли коротко ли, а к часу ночи остановились на ночлег недалече от Гакугсы. Мест для стоянок вдоль дороги на Медгору вообще немного, но на участке Гакугса-Пудож пару–тройку полянок найти можно. Мы встали лагерем в 2-х км за гакугским кладбищем примерно в 50-ти метрах от трассы (слева по ходу движения).
Подъем в 7 утра. Погода изменилась. Еще вчера невозможные +27-30, а утречком вполне бодрые +13. Солнечно и небольшой ветерок. Быстренько позавтракали, свернули лагерь и «встали на крыло» в 8.15. Проехали Пудож, без проблем идентифицировали поворот на Куганаволок с основной трассы (есть указатель!) и помчали по очень приличному грейдеру (до Куганаволока от трассы 63 км). При въезде в нац. парк качество грейдера заметно ухудшается, к тому же дорожка становится извилистой и изобилует спусками/подъемами. По пути заметили пару офиц. стоянок. Они находятся непосредственно у озера, но близость к пыльной грунтовке не вызывает особого желания там остановиться. В 10.20 показался и сам поселок Куганаволок - центр Водлозерья.
Земля посёлка Куганаволок в относится к древнему «погосту Водлозерскому за Онегом», впервые упоминаемому в Писцовой книге Обонежской пятины 1563 года, центр этого погоста находился недалеко от поселения, на Погоострове. Именно там до 1803 года располагался и административный центр округи. В XVII веке из Пречистенского погоста выделилась его северная часть, получив название Ильинского. Само поселение Кугнаволок также впервые упоминается в писцовой книге 1563 года под названием «Деревня на Кух-наволоке», где значился один двор и дворохозяин Дениско Патрикеев, принадлежала деревня новгородскому роду Есиповых. В дальнейшем население деревни увеличивалось, но в годы Смутного времени сократилось из-за набегов «немцев», после чего медленно восстанавливалось в течение всего XVII века. В 1803 году с Погоострова в Куганаволок был перенесёно правление Водлозерской волости Пудожского уезда, что способствовало росту деревни, появились первые казённые здания, в 1905 году — земская школа. С 1927 года Большой Куганаволок получил статус административного центра Куганаволоцкого сельского совета Пудожского района. Население посёлка значительно увеличилось в 1960-е, когда он стал центром сселения жителей «неперспективных» деревень.
Ещё в середине XX века единственным способом сообщения с посёлком были вертолёты, автомобильная дорога была проложена только в начале 1970-х годов. В это же время посёлок впервые был электрофицирован. С 1991 года в Куганаволоке располагается центральное правление Водлозерского национального парка.
В посёлке недавно построена (и уже функционирует) теплая деревянная церковь Диодора Юрьегорского с колокольней. Вместе с часовней св. апостолов Петра и Павла церковь и колокольня составляют единый деревянный ансамбль. Наличие своего храма было необходимо поселку, в котором сосредоточено 99% процентов населения Водлозерья. Церковь и колокольня не обшиты досками, что придает им особый шарм. Территорию погоста в будущем планируется обнести деревянной стеной. Когда строительство окончательно завершиться, это будет первый в истории современной России погост, возрожденный по всем правилам древних погостов.
Посвящение церкви Диодору Юрьегорскому не случайно, ведь с его именем связано появление в Водлозерье Юрьегорской пустыни, одной из самых удаленных и труднодоступных обителей Русского Севера. Она находилась на берегу озера Монастырское – одном из небольших озёр, объединяемых течением реки Илексы, впадающей в Водлозеро примерно в 40 км севернее Водлозера.
Преподобный Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский родился в селе Турчасово на реке Онеге. Пятнадцатилетним юношей он отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и остался там послушником. Здесь же он в 19 лет принял постриг от игумена Антония, жил отшельником на пустынных островах, а затем удалился на Водлозеро. Семь лет прожил он там в подвигах вместе со своим учеником Прохором. Решив основать монастырь во имя Пресвятой Троицы на Юрьевой горе, преподобный отправился в Москву, где получил разрешение от царя Михаила Феодоровича и деньги на строительство монастыря от матери царя, старицы-инокини Марфы. Скончался и погребен святой Диодор в Каргополе 27 ноября 1633 года. Через два года его нетленное тело перенесли в Троицкую обитель и похоронили на южной стороне соборного храма.
Подробнее о житие Юрьегорского чудотворца можно прочитать тут или тут.
Подъехали к причалу. Там нас дожидался катер – «Святой Николай» (Типин Василий, перевозки по Водлозеру, тел. 8(814-52)3-01-42.) На озере весьма свежий ветерок и совсем не жарко. К причалу подошла Мальберг Татьяна Викторовна (координатор туристских групп, тел. 8(814-52)30-110) – именно с ней я договаривался об экскурсии. Машины оставили прямо у здания конторы Парка, что на берегу Водлозера, за 20 минут погрузились и в 10.50 отплыли. С воды открывается отличный вид на посёлок.
Наконец-то можно попить пивка (и винца заодно) – к вечеру выветрится, к тому же планируем стать на ночь где-нибудь, не доезжая до трассы Пудож-Медвежегорск. Ветерок бойкий, катер бежит по волнам весело – в общем, радости «полные штаны». А на носу корабля вообще отлично – чувствуешь себя как персонажи из фильма «Титаник».
Водлозеро - озеро действительно большое, со множеством островов. Наш путь лежит в его дальний конец, в деревню Варишпельда, где к нам должна присоединиться Наталья Червякова – наш гид. Кстати, огромное ей спасибо за интересную экскурсию. Наталья – супруга отца Олега, бывшего директора Парка, который в 1995-ом году принял сан священника. Во многом именно их стараниями удалось сохранить и восстанавить этот уникальный район Русского Севера.
Деревня Варишпельда - одна из самых старинных деревень Водлозерья. Деревня «на Вороньем поле в Варши-нелды» упоминается в Писцовой книге Обонежской пятины Великого Новгорода 1563 г, но по археологическим данным история этого поселения восходит к зачительно более древнему периоду прибалтийско-финского заселения этих мест -11-12 в.в. В 1873 г. в деревне было 9 дворов, 51 человек, в 1905 г. - 11 домов, 67 человек, в 1926 г. - 12 дворов, 52 человека. В 1954 г. деревня опустела. К 1991 г. все постройки за исключением часовни 19 в. были утрачены. |
Что из себя представляет Варишпельда сейчас? Это два больших двухэтажных дома, небольшая часовня во имя Тихвинской Богоматери XIX-го века и новая церковь Спаса Нерукотворного (выполненная по проекту арх. Бодэ!!!), пара поклонных крестов, баня и несколько хозяйственных построек.
Дом отца Олега и матушки Натальи построен недавно, но в лучших традициях древнерусской жилой архитектуры, с хоздвором с бревенчатым взвозом, галереей-балкончиком вдоль верхнего этажа, резными полотенцами и причелинами, даже дверные ручки здесь под старину сделаны, фигурные и кованые. Как нам сказала Наталья, они стремились создать дом так, как бы, по их мнению, должна была выглядеть русская деревня, если бы удалось избежать социальных потрясений последнего века. Ну и, соответственно, пытаются жить на Водлозерье так, как испокон века жили здесь люди, с учётом технического прогресса, конечно - в доме гараж для снегохода, проведено электричество - источником энергии служит панель солнечной батареи и ветряк. |
Другой дом старый (XIX-го века), перевезенный сюда из ныне «мёртвой» деревни и отремонтированный, сейчас используется в качестве гостевого. Обстановка впечатляет (туда мы зашли): шикарная русская печь, икона в красном углу, в хоз. помещении всякого рода горшки, бочки и т.д.
Варишпельда - место очень красивое, именно отсюда начинается «Монастырская тропа», тянущаяся на несколько десятков километров до Монастырского озера. Там тропа обрывается, а когда-то она связывала Водлозеро с Белым морем и с известными северными монастырями — Юрьегорским на Илексе и Кожозерским. Юрьегорский монастырь, судя по всему, будет восстанавливаться, ибо рядом с церковью Спаса Нерукотворного уже наполовину сложен сруб одной из будущих построек монастыря. Сейчас работы заморожены, но не вызывает сомнений, что они будут доведены до конца.
Так кто же эти люди, что смогли заново вдохнуть жизнь в Водлозерье?
Священник Олег Червяков окончил Харьковский государственный университет. Защитил диплом по теме «Математическое моделирование эколого-экономических систем». В 1989 году приехал в Карелию, работал в Костомукшском природном заповеднике. В 1991 году по его инициативе был создан Водлозерский Национальный парк, площадью 5000 квадратных километров в Карелии и Архангельской области. Госкомитет по охране природы назначил его директором парка. В 2004 году был рукоположен во священника. Отец Олег – стержень православной жизни на Водлозере. Наталья Червякова уроженка Петрозаводска - филолог по образованию, научный сотрудник парка.
На наш вопрос матушке Наталье про их жизнь здесь, она ответила, что, в общем-то, они изначально не планировали тут жить, просто так получилось. Хотя, она конечно, слукавила. Это получилось не просто так – это закономерный результат всей их деятельности. Ведь только человек по-настоящему любящий этот суровый край сможет остаться тут жить. Ведь это даже не последний оплот цивилизации – Куганаволок, это еще 30 км по озеру со всеми вытекающими. Варишпельда – это самая настоящая Северная глушь с коротким северным летом, с длинной (ноябрь-апрель) зимой, место, где приходится полагаться только на самого себя...А уж сколько времени и сил поглощает ведение хозяйства можно только догадываться...
Всё-таки настоящая Россия не имеет ничего общего со столичной жизнью. И люди здесь другие, с другими ценностями. Да и вера здесь совсем другая. Таковой, наверное, была вера странствующих монахов в период русской колонизации Севера. Показательно, но за услуги (экскурсию по парку) Натальи мы «расплатились» не деньгами, а канистрой 92-го бензина. Здесь это ценность. Отец Олег вынужден много передвигаться по воде, так как и Ильинский Погост и Куганаволок расположены весьма неблизко.
На самой высокой точке деревни Варишпельда стоит небольшая часовня Тихвинской Божьей Матери. Это единственная часовня в Водлозерье, которая не была осквернена и использовалась только по прямому назначению. Внутреннее убранство очень скромное и сдержанное, как и во всех северных храмах: несколько икон (самая старинная – икона Николая Чудотворца медного старообрядческого литья, уцелевшая при пожаре часовни в начале XX в.), укутанных в расшитые полотенца, заветы. Заветы, или по-другому «пеленги», – приношения прихожан, в качестве которых могут выступать платки, рубашки, носки, свечи. Вещи, которые человек приносит в храм, чтобы его просьба была услышана. Есть два вида заветов: те, которые остаются в храме навсегда, они «помечены» красной вышивкой, или же в них зашиты деньги, и простые – они потом раздаются беднякам (платки без вышивки, вещи). В часовне хранится около ста заветов за последние пятнадцать-двадцать лет. |
Что же такого привлекательного в часовне Тихвинской Божьей Матери? Вроде бы обычный сруб с крестом на крыше. Ан, нет! Что-то есть ещё. Видно тут важен не столько сам объект, сколько антураж – расположение сей часовенки на холме, скромное убранство, пеленги.
Недалече возвышается новая церковь Спаса Нерукотворного (как я уже отмечал, построенная по проекту арх. Бодэ).
Она, хотя и изящна сама по себе, но также идеально вписана в ландшафт – взять те же две березы, являющиеся как бы продолжением входа. Иконостас написан питерскими художниками Грецкими (они же создавали церковь Василия в Акуловой Горе), так что мир, воистину, очень тесен. Церковь совсем новая – главку водрузили лишь пару недель до нашего приезда. Пройдет пару лет – дерево потемнеет и придаст церкви еще больший шарм. А главное, храм, построенный по зову сердца в гармонии с окружающей природой намного ценнее показного богатства, например, того же Иверского монастыря. |
Заветная традиция в Водлозерье очень сильна и многогранна: есть не только заветные часовни, но и заветные деревья, рощи, острова, которые являются своеобразными знаками сакральных мест водлозеров. Только в окрестностях Варишпельды известно около пятидесяти заветных деревьев, что свидетельствует о широком и устойчивом бытовании традиции, которая жива до сих пор. Заветные деревья и острова – это особая территория, место договора, где человек обращается к каким-то силам, высшим или низшим, с просьбой о помощи. Система деревьев/островов-знаков определяет границы своего (обжитого, освоенного) и чужого пространства человека. Что касается заветных островов, то это запретные для местных жителей территории. Даже в случае «кораблекрушения» местные жители будут пытаться всеми силами избежать возможности высадки на заветный остров.
Заветные деревья по своему предназначению, локализации, форме разные. Так, заветные деревья могут быть путевыми: они возникали на «пограничье» – на перекрестках дорог, на границе леса и поля. Они выполняют охранную, защитную роль: перед началом пути и в дороге странник всегда может остановиться и прочитать молитву. Варишпельду и Беломорье соединяет двадцатикилометровая дорога-«монастырка» (такое прозвание получила лесная тропа из Водлозерья в Архангельскую область, потому что она ведет к трем монастырям), которую сопровождают тридцать дорожных заветных деревьев. На Руси, как известно, в этих целях вдоль дорог воздвигались поклонные кресты и часовенки. В Варишпельде есть единственное в Водлозерье дерево-часовня: сосна, в которую вживлена старообрядческая икона и подставка для свечи. Это уникальное дерево – своеобразное совмещение двух традиций, древней и более поздней, христианской, синтез заветного дерева и креста, часовни. (источник - http://lafolk.narod.ru/emilia.html) |
Дерево-часовня и впрямь уникальное – ранее я ничего подобного не видел. Воистину прекрасный сплав язычества и христианства.
Следующий посещенный нами объект – это знаменитый Ильинский Погост на Мал. Колгоострове. Почему же храм стоит на острове? Дело в том, что остров в этих местах издавна считался прообразом рая. Спасение на материке казалось утопией, а вот остров, водою защищенный от грехов и страстей большой земли, – дело другое. Поэтому и выбор нашими предками этих мест для воздвижения храмов был не случаен.
Ильинский погост был построен во времена Ивана Грозного и обязан своим рождением опричным реформам, в ходе которых Водлозерье вошло в состав опричных земель, и «контрабандной» истории. В XVI в. государственными льготами на продажу соли был наделен Каргополь: через него должна была идти вся соль, добываемая в Поморье. Однако по р. Илексе через Водлозеро, минуя Каргополь, соль беспошлинно, «контрабандой» провозили в Кирилло-Белозерский монастырь. Когда об этом прознали власти, водлозерские земли поставили на особый контроль государства, потребовалось новое место для управления землями и, соответственно, – новый храм. Первоначально его собирались возводить на Ангиловой горе, но, по легенде, три раза лес, предназначенный для постройки храма, который сплавляли из Коскосалми, ветром прибивало к Колгострову. В этом увидели божественное указание, которое и определило место воздвижения Ильинского погоста. С основанием храма связано еще одно местное поверье, по которому недалеко от Колгострова, на Дечьем острове, живет ильинский водяной: когда началось строительство, вся нечистая сила сбежала сюда. А остров получил название Дечий («девичий»), потому что на нем раз в год приносили жертву водяному – самую красивую девушку округи. Колгостров же, напротив, для жителей Водлозерья – сакральный: с острова ничего нельзя брать с собой. Рассказывают, что в советские времена, когда церкви расхищались, туристы, взявшие иконы из храма, непременно попадали в шторм. Даже вырубленное на острове удилище и прихваченное с собой по рассеянности может стать достойной причиной для наказания – тихое озеро разражается страшной непогодой.
Впервые Ильинский погост упоминается в «Жалованной грамоте» 1592 г. новгородского митрополита Варлаама. Выбор места был не случаен. Для водлозеров представить спасение возможно было лишь на уединенном острове. По этой причине исстари на острове дозволялось жить только священнику, диакону да причетникам храма. Еще селились здесь сирые и убогие, кто не имел семей и не мог трудиться в поле: одинокие вдовы, старые солдаты, инвалиды. Это был своего рода «приходской монастырь», который содержался всем дружным крестьянским миром Водлозерья.
Ансамбль Ильинского погоста – самый значительный в наследии водлозерского края. Храм, укрывшийся в густом темном ельнике, недолгий путь через который напоминает прогулку по сказочному дремучему лесу, впечатляет своей неожиданной мощью. Высокие отвесные стены, крутые лестницы, массивные ступени, арочные окна, деревянная ограда (одна из трех, сохранившихся на Русском Севере), взметнувшиеся в небо кресты создают неповторимый облик храма. Уникальность его в архитектурном плане заключается в том, что это единственный на Севере кубоватый храм, главки которого размещены не на самом кубе, а по бокам.
Нынешний храм – третий по счету. Первый сгорел от молнии. Второй обветшал, и на его месте прихожане решили построить новый. В 1798 году местные крестьяне построили его всего за два летних месяца. С 30-х годов ХХ века погост был заброшен. С октября 2001 года, по благословению архиепископа Карельского Мануила, на Ильинском острове возобновлена Водлозерская Ильинская пустынь. Первым ее настоятелем стал иеромонах Нил. К сожалению, Нил трагически погиб: был убит наемными работниками, что-то с ним не поделившими. Тело они бросили в воду, так что спохватились Нила только через месяц. Убийц поймали через год, но человека уже не вернуть. Сейчас настоятелем является игумен Киприан.
Да, храм впечатляет! Как могучий корабль посреди моря стоит он на большой поляне. Говорят, раньше и лес на острове был другой – также напоминал своими очертаниями корабль. Недавно была проведена реставрация храма. И, как видно, не очень удачно. Первое, что бросается в глаза – это то, что за основу взяли облик храма, какой он был в XIX-м веке, веке упадка архитектуры. Железные главки, которые через некоторое время после покраски приобрели пошлый розовый цвет, выглядят ужасно. Так и хочется здесь увидеть «стандартный» лемех – а ранее, наверняка так и было!
Колокольня просто бьет своей несоразмерностью и приплюснутостью – глаза мысленно дорисовывают шатер. Да и переход между храмом и колокольней также видно, что лишний. И лишь ограда смотрится абсолютно гармонично (одна из трёх сохранившихся на Русском Севере). Тем не менее, всё равно ансамбль смотрится.
Увы, старых икон в храме практически не осталось. Винят в этом, в основном, плохую охрану во времена бума байдарочного туризма 70-х – тогда много предметов старины и быта, а также икон были вывезены из Водлозерья. Не так давно здесь находилась и икона с довольно редким изображением Святого Христофора с песьей головой – ныне она находится в запасниках то ли Эрмитажа, то ли Третьяковки.
Небольшое отступление: О святом Христофоре Псеглавце существует множество легенд. По одной из них, Христофор (его имя до крещения Ребребус) принадлежал к племени людоедов псаглавцев, о которых так часто говорится в греческих мифах. По другой, юноша Христофор был столь привлекателен, что женщины не давали ему покоя, постоянно вводя в искушение. Христофор просил Бога избавить его от этой проблемы, и Бог даровал ему собачью голову, после чего святой стал уродлив «аки пес». Но самое правдоподобное объяснение появления такого странного святого состоит в том, что копты (египтяне) хотели сохранить в своей новой христианской религии любимый ими образ бога Анубиса. Иконографический образ Св. Христофора Псеглавеца был запрещен на Московском соборе в 1667 году. Однако,Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием. К таковым относились и образы святого песьеглавца. К тому же Северу Москва никогда не была указом. Потому то в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Старообрядческая церковь до сих пор почитает этого святого-песьеглавца. А католики, между прочим, отреклись от Христофора в 1969г.
На колокольню Ильинского храма можно подняться и обозреть оттуда окрестности. Остров действительно очень маленький, и воды озера плещутся совсем недалече от стен обители.
Но каким бы маленьким остров не был, а есть на нем еще один воистину уникальный объект – дерево двенадцати апостолов – 12 берез, растущих из одного корня (к нему тоже дотянулась рука геокешеров - в июне нынешнего 2012-го года Seriy Volk, Kesha&Ko и Cossacks и создали на Водлозере аж шесть (!!!) геокешерских тайников). И не случайно такое дерево выросло именно тут, на Святом Острове. Всё же что-то во всём этом есть иррациональное. А пока мы любовались деревом, Димон ухитрился отстать от группы и искупаться вблизи пристани. Когда не было ветра, то было очень даже тепло. Кстати, на острове весьма много клещей – будьте внимательны!
Бросаем последний взгляд на ансамбль Ильинского Погоста....
...и далее держим путь на Канзанаволок. На озере ветер подутих...ляпота!
Деревня Канзанаволок расположена на другой стороне одноименного острова, на крутом взгорье, куда ведет длинная деревянная лестница. На краю южного мыса Канзанаволока стоит часовня Воздвижения Креста Господня, воссозданная в ходе реконструкции в ее первоначальном виде XVIII века: звонница с главкой, покрытой осиновым лемехом, рубленое крыльцо, деревянный крест.
Реставрационные работы проводились по старинным плотницким технологиям, с использованием точных копий плотницких инструментов XVIII века мастером-реставратором из г. Онега В.И.Казаковым и были завершены в сентябре 2005 года. Силуэт Крестовоздвиженской часовни визуально связан с силуэтом Ильинского погоста и вторит ему, создавая задуманную древними зодчими архитектурно-пространственную композицию. Высокий шатер звонницы читается с воды за десятки километров и служит прекрасным ориентиром для рыбаков. |
С часовни открывается завораживающий вид на озеро и огромный остров...
А это наш катер "Святой Николай".
Наталья Червякова рассказала нам много интересного. К сожалению, далеко не всё запомнилось, но остались общие впечатления.
Интерьер часовни, как обычно, весьма скромен.
В деревне сохранилось несколько домов. Но жилой, похоже, только один.
Здесь же в Канзанаволоке мы побывали в небольшом музее рыболовства в избе И.П. Елисеева, самого прославленного в Водлозерье мастера по шитью лодок, которого местные жители за его умение прозвали «царем». Экспозицию музея составляют образцы традиционного рыболовного снаряжения, лодки, грузила, поплавки, а также инструменты деревообработки. Местные лодки, которые имеют своеобразный вид, получили локальное название – водлозерки. Их в прямом смысле слова шили: то есть делали без единого гвоздя, сшивая бревна корпуса корнями.
Традиция шитья лодок в центральной России была утрачена в начале XX века, а в Водлозерье продолжала жить вплоть до послевоенных лет. Лодки делались для местных условий, «под волну», чтобы выдержала любой шторм своенравного озера. Отличительной чертой водлозерки является высокий нос (выше кормы), потому что считается, что чем выше нос, тем лучше ход лодки и устойчивость ее на волнах.
Конечно же, это не все достопримечательности Водлозерья и одного дня для осмотра крайне мало. Но впечатление,повторюсь, мы получили, ну и есть повод снова вернуться сюда.
После насыщенной экскурсии по Водлозерью держим путь обратно в сторону основной трассы. На стоянку встали за пару-тройку км до дер. Рагнукса в сосновом лесу метрах в 50-70-ти от дороги. Трафик почти что нулевой, так что шума и пыли от дороги мы не ощущали. Как выяснилось утром (вечером глюканул прибор), по другую сторону (слева по х.д.) метрах в 300-х лежит небольшое озерцо, где можно было переночевать на полянке. Берега болотистые, но можно подойти, не замочив ног. Вода теплая, так что кое-кто и искупался.
Утром за 20-ть минут домчали до трассы, проехали через Пудож и далее помчали в сторону пос. Октябрьский. Нашли нужную своротку в сторону Онеги и...реально «затупили». Всё было очевидно, но мы принялись искать, как нам казалось, «правильный» проезд через Кукурецкое болото. А надо было ехать по наиболее накатанной дороге. С толку нас сбило то, что долгое время правильная лесовозная дорога идет почти параллельно трассе на юг, ну и отсутствие дороги через болото на топографических картах (хотя гать проложили 100 лет тому назад!!). После моста через Янегу через пару километров дорога выводит к развилке. Налево по основной – та самая знаменитая гать через Кукурецкое болото. За последние годы дорогу основательно раздолбали джиперы, то бишь гать постепенно погружается в болото и весьма глубокие непросматриваемые лужи не высыхают даже в сухой сезон. Более того, в лужах достаточно много бревен. По-видимому, для шнивы всё проходится без проблем, но вот 9-ка даже слегка черпанула воздухозаборником. Более того, самый плохой участок, по словам джиперов, находится в конце гати, непосредственно перед выездом на Онегу – именно там в лужах много бревен. И именно там крайне желательно иметь полный привод. В общем, посовещались, и решили, что пробиваться одной машиной не комильфо. Так что отправились на разведку по лесной дороге, идущей вдоль болота (направо от развилки). Километра через 2-3 она заканчивается, но в конце этой дороги есть очень приличная полянка, где мы и поставили лагерь. Воды нет, но у нас всё с собой. От конца дороги начинается тропинка, плавно переходящая в гать через болото. Именно гать, так как тропа закидана бревнами, бревнышками и палками и хорошо читается. Самый неприятный участок – это первые метров 50, т.е. самзаход на болото. Реально глубоковато, но ежели идти аккуратно и прощупывать дно палками в поисках опоры, то можно пройти, не зачерпнув воды в сапоги. А через 50 метров тропа переходит в классическое верховое болото, идти по которому сплошное удовольствие. И всего-то метров 300 до соснового леса вдоль Онеги. Выход в лес с болота обустроен – есть мостки. Прямо как в компьютерной игре - смена "локации" :)
Далее еще метров 100-150 и оказываемся на пляжу. Путь от нашей стоянки до Онеги занимает не более получаса. В начале и конце тропы стоят палки (слеги) для прохода по болоту. Мы ими реально воспользовались и оставили для будущих «болотопроходцев». К Онеге ходили вечером и утром. Причем вечером народ с удовольствием купался, а вот утро выдалось весьма прохладное и в воду как-то не тянуло. Стоянка наша оказалась весьма продуваемой, так что комары и мошка нас не сожрали. Дров навалом, восточнее стоянки приятное сухое болото, где вечерком с удовольствием «поискали Селдона». В общем можно рекомендовать сие место, как «выезд на Онегу для недоприводных брюхоползов». Ну, конечно, ежели не пугает проход к озеру через болото.
На следующий день – возвращение домой. Заехали в Саминский Погост – реставрационно-консервационные работы там сейчас завершены. Церковь во имя Тихвинской Богоматери окончательно разрушилась. Из плюсов – обустроен родник прямо у моста – можно набрать воды в канистры.
В Вытегре мы задержались для посещения музея подводной лодки Б – 440. Экспозиция музея максимально приближена к реальной обстановке, которая окружает подводников во время далеких походов в море. По лодке можно полазать, в том числе и подняться по вертикальной лестнице в рубку, а также пройтись по палубе.
Большая океанская дизельная подводная лодка проекта 641 (по НАТОвской классификации - «Фокстрот») создавалась в ЦКБ «Рубин», начиная с 1958г. Главные конструктора – С.А. Егоров, затем З.А. Дерибин. Всего построено 75 подводных лодок. «Б-440» была построена на Ново-Адмиралтейском заводе в г. Ленинграде 22 декабря в 1969г., в 1970г. была спущена на воду. Тридцать один год она несла свою боевую службу. До 1990 г., 19 лет, лодка находилась в составе эскадры подводных лодок Северного флота в г. Полярный, а с 1992г. на Балтийском море, выполняя характерные для ее класса задачи по поиску боевых кораблей и транспортов «вероятного противника», ведению разведки, участвовала в учениях, несла дозорную службу и т.п. Совершила значительное число дальних океанских походов. За успехи в ратном труде приказом командующего Северным флотом от 23.02.77г. экипаж подводной лодки был объявлен отличным. 22 августа 2003 года лодка передана в государственную собственность Вологодской области. Музей открылся 10 декабря 2005г.
Основные тактико-технические данные подводной лодки Б – 440:
Длина – 91,3 м
Ширина – 8,5 м
Осадка – 5 м
Водоизмещение:
- надводное – 1945 т
- подводное – 2472 т
Скорость: надводная – 16 узлов, подводная – 16,5 узлов
Дальность плавания: в надводном положении – 30 000 миль, в подводном положении – 240 миль
Глубина погружения: максимальная – 400 м, рабочая – 240 м
Автономность – 90 суток
Экипаж – 80 человек
Вооружение: - носовые 533 мм аппараты – 6 шт., кормовые 533 мм аппараты – 4 шт.
рядом с лодкой можно увидеть минный тральщик - катер предназначенный для поиска и уничтожения морских мин. На таких катерах воевали воины Онежской флотилии во время Великой Отечественной войны. Тоже можно полазать и покрутить орудие.
В левобережной части Вытегры на Красной Горке возвышается величественная пятиглавая каменная Сретенская церковь, построенная в 1869-1873 годах в честь 100-летия города Вытегры в модном во второй половине XIX века русско-византийском стиле. Силуэт церкви виден уже издалека при приближении к городу. Да и по дороге из Петербурга в Пудож эту церковь никак не миновать. В ней размещается краеведческий музей. А за церковью можно обнаружить деревянную часовня св. Исаакия Долматского, построенную в 1881 году на Беседной Горе (рядом с южными окраинами Вытегры), а позже (в постсоветское время) перевезенную на свое нынешнее место. Оригинальная архитектурная форма деревянной часовни св. Исаакия Далматского стилизована под шапку Мономаха. Часовню украшает обильная резьба. |
На обратном пути по Вытегорскому тракту сделали остановку в Палтоге. Да уж, совсем беда...Деревянная Богоявленская церковь полностью утратила свой облик. Сравните! А ведь первая фотография сделана не так уж давно - в 2007-ом году. Лики уходящего...Просто удивительно: в Архангельской губернии и Карелии проблеме сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества уделяется весьма заметное внимание, а вот на Вологодчине как-то не очень.
Действительно, чертовски жалко, что такой красоты больше нет. Церковь начинали реставрировать в 80-е, но развал страны, а потом всем стало не до этого. Кстати, то, что церковь близка к обрушению, было видно уже в 2007-ом. Подробнее об этом исчезнувшем памятнике можно прочитать тут. Государство, так относящиеся к своим культурным ценностям, достойно лишь презрения. У то весь наш псевдопатриотизм выражается лишь в криках на футбольных матчах "Россия, Россия!!". Конечно, дерево не вечно. Бывает, что памятники и горят. Зачастую, от непотушенных костров. Но когда они разрушаются просто от безразличия, то это...неправильно.
В принципе, Богоявленская церковь в Палтоге - не единственная потеря за последние годы. Тихвинский храм (конец XIX-го века) на Саминском погосте, как я тут уже отметил, тоже канул в небытие. И хотя его разрушение началось давно (три из пяти глав числились рухнувшими ещё на 2007-ой год - см. тут), сейчас он просто груда строительного мусора. А ведь был весьма красив...
Хотя...Вот другой яркий пример - Георгиевская церковь в Юксовичах. Ныне - скит Александро-Свирского монастыря. Да, видно, что что-то делается. Но откуда взялся этот мерзкий красноватый оттенок на главке? Как бы не угробили и её...
Было...
Стало...
Тем не менее, доски скоро потемнеют и Георгиевская церковь вернёт свое очаровние. А природа здесь и так хороша.
2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved. |
При любом
использовании любых материалов, |
|