< путешествия < главная гостевая Устюжна-Мышкин-Углич-Калязин
|
Речка Ворожа делит правобережную, более древнюю часть Устюжны, почти пополам. На одной ее стороне Соборная площадь, на которой был воздвигнут храм Рождества Богородицы, а на другой, прямо напротив собора, Торговая площадь, являвшаяся торгово-ремесленным центром Устюжны. На фоторафии слева - мост через Ворожу и вид в сторону Соборной площади. На заднем плане - памятник «Землякам-устюжанам, павшим в боях за Родину в 1941—1945 гг.» |
А это уже вид с того же моста в сторону Торговой площади. Здание на заднем плане (ныне библиотека) построено в 1860-х гг. известнейшим устюженским купцом-меценатом Я.М. Поздеевым. Об этом же гласит и мемориальная доска на нём: |
Историческая справка:
Поздеев Яков Михайлович родился в 1834 году в Устюжне. Купец 1 гильдии, дворянин, потомственный почётный гражданин Устюжны, известный благотворитель. Дважды был избран на должность городского головы Устюжны, в разные годы являлся гласным городской думы и уездного земства. Был одним из организаторов Устюженских ярмарок. Попечитель и почетный смотритель ряда городских и сельских учебных заведений Устюженского уезда. Входил во многие общественные организации и комитеты, служил старостой нескольких городских церквей. За заслуги "по духовному ведомству" был награждён Грамотой Священного Синода. За благотворительную и общественную деятельность имел награды: орден Святого Станислава 3-й ст. и Святой Анны 3-й ст., пять медалей на Станиславской, Анненской, Владимирской, Александровской и Андреевской лентах. Умер в 1918 году, похоронен на Васильевском Кладбище Устюжны. С 1998 года его имя носят Поздеевские ярмарки в Устюжне, на Торговой площади города ему установлен памятник.
А это примета новейшего времени - такая вот забавная композиция с ботинками на Соборной площади. |
Но вернемся к храмам Устюжны. Начнём с Рождественского собора (сегодня в нём расположен Устюженский краеведческий музей). Строительство храма было начато 30 мая 1685 года, а освящение состоялось 6 сентября 1690 года. Каменное здание было возведено на месте сгоревшей в 1677 году деревянной Рождественской церкви. К каменному «холодному» храму в 1721—1730 годах с западной стороны был пристроен теплый храм с приделами Иоанна Милостивого, Благовещения, Георгия, Зосимы и Савватия.
Собор Рождества богородицы в плане квадратный, с восточной стороны примыкает трехчастная алтарная апсида округлых очертаний. Пять стройных барабанов собора, из которых лишь центральный является световым, увенчиваются луковичными главами изящного силуэта. Имена строителей собора остались неизвестны, но, скорее всего, ими были ярославские мастера. Что же касается приделов, то известно, что они возведены каменщиками из Ярославского уезда — Василием Назарьевым и Михаилом Гавриловым «со товарищами». Позднее, в XIX веке, луковицы глав собора были вызолочены. В летнюю солнечную погоду они сияли над утопающим в зелени городом и были видны за много верст.
Увы, ныне от позолоты глав не осталось и следа. В принципе, Рождественский Собор - это визитная карточка города, и при взгляде на него ощущается его общий упадок. Устюжна, расположенная вдали от Золотого Кольца и основных туристических маршрутов, не стала (и, по-видимому, и не станет) центром туризма. А возродить город и превратить его в конфетку неимоверно трудно и требует огромных финансовых вложений. Что уж говорить об Устюжне, ежели даже в намного более раскрученном Угличе вылизан только центр. Да - что-то делается. Яркий пример - обновленный Козий мостик через Ворожу. Ежегодно проводятся Поздеевские ярмарки. Но этого мало!!! Ибо постепенно исчезают или разрушаются памятники гражданской деревянной архитектуры - Дом Курбатова, пожарная каланча... Обидно, что всё это от хронического безденежья, а не от природных катаклизмов по типу землетрясений, ураганов, наводнений... Дай бог, ежели удастся сохранить хотя бы то, что осталось, но надежды на это мало. Такова судьба большинства малых городов России. И повторюсь, Устюжна всё ещё выделяется на общем ужасающем фоне. По крайней мере, храмы пока стоят, да и на главной городской авеню (ул. Карла Маркса) весьма уютно и чистенько.
Продолжая движение по улице Карла Маркса, проходим мимо памятника Богатырёву. Историческая справка: |
На фотографии слева - купеческий дом, также принадлежавший представителю династии Поздеевых, Н.И. Поздееву. Теперь здесь располагается районная администрация. |
В конце улицы Карла Маркса находится Казанская церковь. Она сооружена в 1694 году на всполье, за пределами посада. По преданию, на этом месте юродивому по имени Афоня явилась икона Казанской богоматери, в честь которой и был ранее возведен деревянный храм, сгоревший в 1660 году. По свидетельству архивных документов, существующая каменная Казанская церковь построена «коштом» барона Григория Дмитриевича Строганова. Строгановы вели крупные торговые дела и были связаны со многими городами России. В Устюжне они бывали как по казенным, так и по своим частным делам. За Мологой у Григория Дмитриевича Строганова в начале XVIII века имелись два двора, в которых жили его приказчик и дворовые люди. Постройка каменного храма указывает на то, что Григорий Строганов проявлял к Устюжне особый интерес, по-видимому, связанный с той видной ролью, которую город играл в экономике и торговле Северной Руси.
Казанская церковь имеет богатое декоративное убранство фасадов, подобно другим строгановским постройкам того времени. Её массивные гранёные главы поставлены на двухъярусные восьмигранные барабаны, обработанные квадратными и прямоугольными филенками и окаймленные карнизами сложного профиля. Из пяти барабанов только центральный является световым.
В конце XVII века Григорием Строгановым в разных городах было выстроено несколько храмов, по архитектуре подобных устюженской Казанской церкви. Большое сходство в плане и в декоративном решении фасадов обнаруживается у Казанской церкви с Введенским собором в Сольвычегодске, Рождественской церковью в Нижнем Новгороде, но особенно близкой аналогией ей является Смоленская церковь в Гордеевке, возведенная в 1694—1697 годах. В общем-то, все вышеперечисленные и составляют сохранившиеся до наших дней памятники так называемого Строгановского барокко.
Имя архитектора, создавшего эти удивительные по красоте и оригинальности произведения русской раннебарочной архитектуры XVII века, осталось неизвестным. Возможно, создателем этих замечательных построек был один из крепостных строгановских мастеров, учившихся за границей, в Италии. Есть сведения о том, что в конце XVII века у Григория Строганова работал живописец Степан Дементьевич Нарыков, некоторое время обучавшийся художествам в чужих землях. Им созданы иконы для иконостаса Введенского собора в Сольвычегодске. Его произведения имеются и в Великом Устюге. Не исключено, что именно по его проектам-рисункам и возводились строгановские храмы, в облике которых явно проступают черты западноевропейской барочной архитектуры. Быть может, этим и объясняется необычная живописность фасадов в строгановских постройках, как будто сошедших с икон и фресок того времени; понятным тогда становится и факт относительно небольшого количества подобных сооружений, появление которых в русском зодчестве укладывается в рамки двадцати лет конца XVII — начала XVIII века.
Интерьер Казанской церкви в середине XVIII столетия был украшен фресками. На арке прохода в северный придел сохранилась надпись: «1756 года июля 1-го дня начата сия святая церковь стенным писанием украшатися... и совершися в сей святей церкви стенное писмо 1757 года августа 26 дня. Трудившися о Господе сию святую Церковь стенным писанием иконницы Града Ярославля посадские люди Афанасий Андреев, Иван Андреев Шустовы, Козма Козмин Овсяников, Семен Семенов с детьми Дмитрием и Козмою, Устин Никифоров, Егор Семенов, Василий Васильев, Степан Андреев, Андрей Осипов, Иван Григорьев». Иконографическая схема росписи Казанской церкви обнаруживает близкую связь с ярославскими фресками начала XVIII века.
В 1899 году фрески реставрированы художниками В. П. Китаевым, А. И. Кобыличным и С. Ф. Чуприненко. Живы фрески и поныне, и поэтому хотя бы ради них стоит посетить этот храм. Нам повезло, мы успели аккурат к закрытию и смогли полюбоваться фресками. Воистину, удивительное зрелище!!!
В ансамбль Казанской церкви входят возведенная в 1764—1767 годах мастером Петром Белавиным высокая шатровая колокольня и каменная ограда, поставленная в середине XIX столетия. Весьма любопытно также и местное кладбище - много старых захоронений. |
Недалече от Казанской церкви находится ещё один весьма любопытный архитектурный памятник - Дом Н.А. Курбатова, владельца чугуннолитейного и конного заводов. Дом первоначально служил дачей и находился в одной из деревень близ Устюжны, и был перевезён в город лишь в советское время. Главное его украшение и особенность - деревянная башня. Изначально трехэтажная, ныне она представляет собой печальное зрелище, ибо сохранился лишь один этаж. Причем потеря эта произошла совсем недавно, ибо в сети гуляет множество фотографий, где эта башня ещё во всей своей красе. Но дом пока ещё не потерял своего очарования, хотя окружение его вовсе не радует. Мягко говоря, помойка.
Но не всё так плохо. Я уже упоминал, что центральная улица чистенькая и уютная. Но не только она. В городе весьма ухоженные детские сады, попадаются оригинальные уличные колодцы.
И даже тюрьма, расположенная в аккурат напротив детского сада, не выглядит инородным телом.
На заросших берегах Ворожи недалеко от Рождественского собора расположены ещё две устюженские церкви - Благовещенская и Воскресенская. Каменный Благовещенский храм построен в 1762 году «тщанием прихожан и доброхотных дателей». В плане он представляет собой усложненную форму равноконечного креста. Алтарная апсида имеет округлое очертание. Центральный объем храма перекрыт сомкнутым сводом.
Световой центральный барабан состоит из двух восьмигранных объемов, завершающихся луковичной главой. Четыре угловых барабана с изящными гранеными главами-луковицами имеют декоративное значение. С западной стороны к церкви примыкают одноэтажные приделы Архангела Михаила и Дмитрия Ростовского. Над открытым крыльцом на мощных каменных столбах-опорах высится шатровая колокольня. Оконные проемы обрамлены выложенными из кирпича наличниками несложного профиля и венчаются массивными двускатными сандриками. Профиль карниза, окаймляющего храм, состоит из полочек, полуваликов, выкружек и валика. Грани основного объема и колокольни, а также углы трапезной обработаны плоскими лопатками.
В 1978 году в Благовещенской церкви проводились реставрационные работы. Сейчас она находится в консервированном состоянии. Церковь гармонирует со старой окружающей застройкой и кажется словно сошедшей с полотен Поленова. Особенно здорово она смотрится со стороны недавно отремонтированного Козьего мостика через Ворожу.
Ну а сам Козий мостик используется в качестве места для замочков у новобрачных. Видимо, и Устюжну не обошла эта мода. И очень неплохо смотрится входной портал в виде подковы.
Недалече от Благовещенской церкви бросается в глаза памятник гражданской архитектуры первой половины XIX века - особняк, принадлежавший М. С. Батюшковой (ул. Корелякова, 14), известный также как дом Рябкова. Фасад одноэтажного дома украшен четырехколонным портиком. Здание лишено строгости завершенных классических форм, что сближает его с окружающей деревянной застройкой. В доме М. С. Батюшковой в 1906—1911 годах неоднократно бывал А. И. Куприн, подолгу живший в имении Батюшковых Даниловском, расположенном недалеко от Устюжны. |
На противоположном от Благовещенской церкви берегу Ворожи, на месте бывшего Ильинского, а затем Воскресенского монастыря, у шумной Торговой площади в 1771 году была построена каменная Воскресенская церковь, послужившая образцом при возведении ряда последующих устюженских церквей. Она имеет более строгий и четкий прямоугольный план с полукружием апсиды, знаменуя конец архитектуры барокко с его сложными фигурными планами. К сожалению, без потерянного завершения и колокольни сегодня она абсолютно не впечатляет.
Из Устюжны движемся на юг к Сандово. Дорога приличная. По пути свернули на второстепенную отворотку и недалече в лесу пообедали. Далее движемся в направлении Сандово - Молоково - Красный Холм.
В старом Сандово - памятник первому трактору. Интересно, какой же трактор "более первый" - в Сандово или в Любытино? Но памятник культовый, так что вволю пофотографировались. К тому же здесь, в отличие от Любытино, постамент низкий.
В Красном Холме чуть поплутали, пока нашли нужную дорогу на Сонково (через Б. Рагозино и Лаврово). Вообще, дороги очень приличные, лишь несколько мест с ямами. За 12 км до Сонково дорога резко портится и начинает напоминать грунт, а еще через 5 км поворот на Некоуз (есть указатель), здесь уже отличный асфальт. Далее движемся в Мышкин через Пищалкино - Рождествено - Некоуз. В Новом Некоузе сделали остановку у церкви Богоявления Господня с краснокирпичной звонницей (1806), являющейся визитной карточкой села. Своеобразен облик постройки: небольшой одноглавый зимний храм примыкает к стройной высокой трехъярусной колокольне. Эта церковь одна из немногих на территории Некоузского района никогда не закрывалась. Раньше храм относился к селу Николо-Замошье, которое ныне вошло в состав райцентра, здесь были две церкви: зимняя — построена в 1873 году и летняя — построена в 1807 году. Обе церкви имели колокольни. В 30-е годы прошлого столетия летнюю церковь разобрали на кирпич для нужд строящегося районного центра Новый Некоуз. Главки на втором ярусе колокольни смотрятся очень необычно.
Часам к 7 вечера наконец-то доехали до Мышкина. Стоянку нашли недалеко от затоки на Волге километрах в 5-ти от города между селами Поводнево и Палкино - на спутниковых картах этот лесок хорошо виден. Путь пролегал по слегка заболоченному полю, но сама стоянка в сосновом лесу, хоть и далече от воды. А главное, никого в округе. |
2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved. |
При любом
использовании любых материалов, |
|