СлаваРад приветствовать! :) И все же решил оформить свою страничку на ПитерСелдонРУ как
записную книжку (не путать с ЖЖ!). Стану помещать в нее все, что
мне показалось сколь-либо занятным и увлекательным - чужие и
свои тексты, мысли, фотки и т.д. страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 следующая страница 04.06.11. В продолжение затянувшейся фототемы предлагаю терпеливому читателю еще одну страничку, посвященную теперь сразу целому фотоаппарату, т.е. фотоаппарату с жестко встроенным объективом и центральным затвором. Впрочем, как показала практика, все можно разобрать на составляющие :) Итак, предлагаю прикоснуться обнаженной душей к чуду советского фотоаппаратостроения, ставшему мировой легендой, - Ломо-Компакт-Автомат, он же ЛК-А или LCA. Кстати, с одним из вариантов рекламного проспекта советских времен, можно ознакомится здесь. Также на той же страничке можно увидеть сводную табличку с характеристиками нескольких шкальных камер, выпускавшихся в одно время с ЛК-А. Камера эта, как гласит легенда, стала прародительницей целого направления в фотографии (читай - в искусстве) - ломография. Впрочем, на этой страничке речь пойдет вовсе не о ломографии :) Кстати, мы с ЛКА земляки - она, так же как и я, родилась в Ленинграде :) Имя ее - ЛОМО - расшифровывается как "Ленинградское оптико-механическое объединение", а про любовь и движение - это уже в следующей жизни :) Камера ЛКА попала ко мне в печальном виде. Последнюю часть своей жизни камера провела под открытым чистым небом. Коррозия изрядно ее потрепала - пострадала механика, "засеребрилось" чернение боковых поверхностей линз, частично пострадали токоведущие дорожки печатной платы и некоторые подстроечные резисторы. Жалко мне стало отправлять ее в Лету... Впрочем, все по порядку :) Начнем с главного - с инструкции по эксплуатации. Собирая в инете всевозможный материал по Ломо-Компакту, который был бы полезен для ремонта, натыкался часто на разного рода домыслы и непонятки относительно работы камеры. К сожалению, инструкция по эксплуатации написана так, что некоторые моменты работы так и остались для самостоятельных изысканий :) Но все таки кое -что можно и узнать из оной. Вот отрывок из руководства: Фотоаппарат имеет электромеханический программный затвор, управляемый электронным экспонометрическим устройством, обеспечивающий автоматическую отработку экспозиционных параметров. Акцентирую внимание на следующих моментах: Впрочем об этом всем более подробный рассказ впереди, но для начала технические характеристики, взятые из того же руководства по эксплуатации ЛКА:
Довольно хороший, хоть и краткий, обзор камеры ЛКА можно найти на страницах десятого номера журнала "Советское фото" за 1984г. Как я уже упоминал выше, ЛКА попала ко мне в плачевном виде. Ржавчина изрядно подточила механизмы, но сердце механики осталось живо. Много времени ушло на отмывку и очистку от ржавчины. Пришлось почти полностью разобрать всю камеру, за исключением механики самого затвора - она оказалась во вполне приличном состоянии. механизм перемотки пленки и взвода затвора пришлось изрядно разобрать для очистки от ржавчины и смазки силиконовой смазкой из баллончика. Ржавчину удалял механически и для упрощения разборки активно использовал WD40. занятие достаточно грязное, поэтому фотопртоколирования особо не вел, а использовал фоты, выложенные здесь1, здесь2, здесь3, здесь4, здесь5, здесь6. Кроме того, удалось отыскать электрическую схему ЛКА. На этом форуме выложены ссылки на два варианта схемы, которые я привожу на своей страничке для удобства дальнейшего изложения :) Автоматика камеры построена на отечественной специализированной микросхеме КМ189ХА3. Инфа по ней, которую удалось найти в инете, состоит только из упоминания о ее предназначении - схема автоматической установки времени экспозиции и контроля питания. Более я нигде искать не стал, поэтому особое благада человеку, который не поленился и нарисовал электрическую принципиальную схему ЛКА! При чем обе приведенные схемы соответствуют реальности. Итак, собственно, работа электромеханического затвора ЛКА. Как я уже говорил выше затвор ЛКА без элементов питания работать не будет, т.е. лепестки диафрагмы не откроются. Обусловлено это тем, что затвор электромеханический. Т.е. возможность открытия и удержание открытым затвора камеры обеспечивается электромагнитом, который можно видеть на рис.1 (обведен белым кружком). При нажатии кнопки спуска, как только загорается светодиод в видоискателе, на электромагнит подается напряжение питания, При взведенном затворе электромагнит удерживает рычаг затвора (виден в белом кружочке справа на рис.1). Электричество расходуется :) При дальнейшем нажатии затвора происходит срабатывание механики и лепестки открываются, одновременно начинает работать автомат экспозиции, который в нужное время снимает напряжение питания с электромагнита и лепестки затвора закрываются. Имитацию работы затвора можно видеть в небольшом видеоролике. Чуть подробнее о питании и прожорливости камеры. Электроника камеры способна нормально работать в диапазоне напряжений батареек от 3.3 до 6.0В. В непрерывном режиме работы комплект советских батареек может обеспечить работу камеры в течении трех часов, при этом возможно отснять до трехсот пленок. Просто магия чисел какая-то - 3 батарейки, 3 часа, 3 сотни пленок и т.д.:) При полунажатой кнопке, т.е. в режиме замера экспозиции и контроля питания, камера потребляет 28-30мА. При полностью нажатой кнопке, после срабатывания затвора, ток потребления камеры составляет 12мА. Отсюда вывод - чем меньше времени полунажата или нажата кнопка спуска затвора, тем больше снятых кадров :) Вернемся к затвору. С работой затвора связано несколько глюков, они же неисправности :) Первая неисправность - не открываются лепестки затвора. При этом батарейки установлены и свежие. Наиболее вероятная причина - рассыпавшийся от времени поролон, который был проложен между пластмассовым корпусом камеры и затвором. Его кусочки попали в мизерные зазоры между лепестками и металлическим основанием затвора. Лечение - разборка и чистка. Еще одна из неисправностей - это не открытие лепестков при фотографировании при ярком свете или, что то же самое, совсем неправильная отработка экспозиции. Причину нужно искать в электронной части ЛКА. Наиболее вероятная - подстроечные резисторы, вынесенные на одну с объективом плоскость и скрытые передней крышкой ЛКА с раздвижными шторками. Эти отечественные приборы являют собой безвыводные подстроечные резисторы, контактные площадки которых, судя по всему, были напылены на керамическую основу, на которой сформирован резистивный слой и установлена "механика" центрального контакта. Конструкция, которая выглядит занятно, для той эпохи, но доверия не вызывает. В моем случае они послужили одним их мерцающих контактов. Если приглядеться к фотографии отечественного подстроечника (на рис.2 приведена фотография отечественных (слева) и буржуйских (справа) подстроечников), то можно увидеть остатки контактной площадки с припоем. Пропайка посадочных площадок на плате подстроечников не дала особого эффекта и я их заменил на приблизительные по номиналу буржуйские подстроечники. На рис.2 приведена схема расположения резисторов на плате, вынесенной на одну плоскость с объективом. Обозначения резисторов соответствуют схеме 1.
Еще с одной особенностью конструкции, т.е. глюком ЛКА я столкнулся в ходе восстановления камеры. Контактная группа 1 (см. рис. 3), должна раньше замыкать контактные площадки на печатной плате (на схеме 1 это выключатель S1), чем размыкаться контакты 2 (на схеме 1 это выключатель "Затвор спущен/взведен"). Если этого не происходит, то величина самой короткой выдержки будет ограничена скоростью вашего нажатия на кнопку спуска затвора. Возможна ситуация, когда кнопка спуска нажимается медленно, в один момент затвор открывается и будет открыт сколь угодно долго, пока кнопка не будет нажата еще дальше или отпущена. Лечится это просто - самый чуток подгибается штырек 3, по которому скользит крючок спуска затвора. Впрочем, для устранения этой неисправности разбирать всю камеру не обязательно, достаточно снять нижнюю крышку и подогнуть по направлению внутрь корпуса этот штырек, который указан на рис. 8 уже под номером 2.
В порядке небывалой модернизации камеры можно расширить ее функционал за счет введения "приоритета диафрагмы" :) Как можно было видеть в небольшом ролике, размещенном выше, лепестки затвора приводятся в движение коромыслом 4 (см. рис. 3), а степень их открытия ограничивается движком установки диафрагмы, который одновременно является переключателем режима автомата "А" и ручной установки диафрагмы. На схеме 1 это переключатель "Автомат/Ручная". Для реализации "приоритета диафрагмы" достаточно поменять местами два контакта, а именно перепаять проводки 1 и 2, показанные на рис.4. При этом в режиме "А" будет отрабатываться выдержка 1/60с при диафрагме "2,8". В положении переключателя "2,8" ЛКА будет работать полностью как ранее в режиме "А". Понятно, что подобная доработка будет иметь смысл только в случае условий освещения, при которых требуется автоматикой открытие диафрагмы большее, чем выбранное переключателем значение. При выборе диафрагмы меньшей, чем "2,8" можно скорректировать экспозицию - нужно уменьшить величину установленной чувствительности пленки. Т.е. если установлена чувствительность пленки ISO 400(ГОСТ 250), то при закрытии диафрагмы с "2,8" до "4", нужно уменьшить установленное значение чувствительности вдвое, т.е. до ISO 200(ГОСТ 130) и т.д. Вспышкой вполне можно пользоваться и при таком раскладе. Кнопку спуска можно сразу отпустить после нажатия и затвор закроется, да этого и не понадобится, ибо автоматика сразу среагирует на импульс вспышки и закроет затвор. Одним словом, нужна вам такая "модернизация" ЛКА или нет - решать вам :) Но столь полюбившаяся виньетка на ломофотках исчезнет сразу после зажатия диафрагмы до "5,6" и меньше.
Изрядно промучившись с чисткой камеры, а пришлось даже разобрать объектив в надежде восстановить чернение боковых поверхностей линз. Выяснилось, что конструкция объектива насыпная, при этом линзы закатаны в латунные оправки (рис.5), т.е. чернение уже не восстановить просто вот так в лоб. Поэтому данному образцу Минитара-1 свойственна невысокая контрастность при определенном освещении. Желающие более подробно познакомиться с конструкцией объектива "Минитар-1" могут почитать материалы здесь и подробнее здесь и здесь. Скажу, что проще на ощупь определять где какая линза и какой стороной ее ставить обратно в цилиндр объектива :). Юстировочный винтик для поиска бесконечности доступен при снятой крышке объектива. После сборки камеры я проверял правильность установки и точность сборки объектива по матовому стеклышку, размещенному в пленочном канале. Впрочем, сомнения в правильности установки линзочек остались :))) Итак, камера почищена, пропаяны места пайки, заменены подозрительные проводки, заменены подстроечные резисторы и сделано еще куча лишних телодвижений, обусловленных мерцающими контактами - самая неприятная неисправность. Места пайки и поверхность печатной платы для вящей пущести покрыты цапонлаком. Можно переходить к калибровке автомата экспозиции. Для оного действа, ввиду неимения осциллографа с памятью, я использовал подход, аналогичный описанному здесь. С той разницей, что вместо фотодиода применил фототранзистор, а вместо лампы накаливания - ИК светодиод. Донором для этих деталюшек послужила тушка старенького самца однояйцевой мыши. Сигнал с фототранзистора подавался на вход звуковой платы, записывался стандартной виндовской программкой "Звукозапись". Далее полученный файл *.wav анализировался в любом аудиоредакторе, который позволяет сколь-либо детально рассмотреть полученную запись.
Схему для определения времени выдержки можно видеть на рис.6. На том же рисунке приведены фото крышечки с вклеенным ИК-светодиодом, которую я надевал плотненько на объектив, и фототранзистора, закрепленного изолентой в центре вырезанной из старой дискетки пластиковой пластинки, устанавливаемой на место пленки. Выкручиваю резистор R2 (рис.2) в положение соответствующее половине угла поворота (номинала), резистор R4 в положение с малым значением сопротивления. В качестве иллюстрации работы затвора на рис.6. приведены зависимости уровня сигнала с фототранзистора от времени при разных значениях диафрагмы. Выдержка была выбрана заведомо большая, чтобы затвор полностью открылся, поэтому на приведенных зависимостях показано лишь открытие диафрагмы. Видно, что с уменьшением диаметра отверстия наблюдается характерный вид зависимости и уменьшение амплитуды сигнала.
Для калибровки замера экспозиции я руководствовался только одним критерием - открытие затвора (диафрагма 2,8) при максимально возможной засветке фоторезистора. Это объясню тем, что фотографическая широта используемых любительских пленок в подавляющей массе равна 4 (есть и 8), т.е. особой точности в определении экспозиции не требуется. В общем, взял я лампу накаливания (60Вт, с отражателем), поднес к фоторезистору на расстояние примерно 50см и выкрутил резистором R2 выдержку соответствующую 1/500с (см. рис.7). Далее поднес лампу на расстояние примерно 10см и проверил значение выдержки, оно составило приблизительно 1/1000с при не полностью открывшейся диафрагме, судя по виду импульса (см. рис.7). Крутил я в результате только один резистор - R2. Из приведенных электрических схем видно, что в момент срабатывания затвора емкость С заряжается через фоторезистор, величина сопротивления которого зависит от освещенности, и через R4, далее потенциал на С соизмеряется с величиной, задаваемой резистором R2. Получается, что резистором R4 мы корректируем постоянную времени цепочки R4С. Чем больше уровень освещенности, тем больше влияние R4 на длину выдержки. Величина R2 видимо задает порог срабатывания затвора на закрытие. Смутило то, что рабочий диапазон изменений R2 находится в центральном секторе угла поворота подстроечника, в других положениях затвор не открывается. На практике величины R4 и R2 одинаково влияли на длину выдержки. Возможно не хватило энтузиазма для поисков золотого соотношения R4 и R2 :) Будем дальше разбираться с этим делом, а пока продолжим первую итерацию. Далее резистором R1 устанавливаю выдержку 1/60с (см. рис.7) и путем подбора уровня освещения устанавливаю резистором R3 порог включения светодиода индикации выдержки длиннее 1/30с. С калибровкой автомата пока все.
Теперь пару слов о
мультиэкспозиции, которую вменяют в большое достоинство
современной инкарнации Ломо-Компакта, произаодимого в Китае и
именуемого LCA+. Техническая возможность взвода затвора без
перемотки пленки заложена изначально в конструкции ЛКА. На рис.8
стрелочкой 1 показано место, в которое можно поместить
металлический штырек и толкнув налево рамочку, взвести затвор. Я
реализовал эту возможность с помощью скрепки и кусочка пластика.
На рис.9 приведена схема и фотография получившегося механизма
мультиэкспозиции:)
В упомянутом выше LCA+ взвод затвора так же расположен на нижней крышке камеры, только технически реализовано чуть по-иному :) Действие описанного механизма реализации мультиэкспозиции можно увидеть в небольшом ролике. Вот так, после всех мучений, выглядит камера ЛК-А :) Как результат проделанной работы - фотографии, сделанные восстановленным ЛКА (точнее сказать сканы отпечатков 10х15). Использовалась пленка Kodak Iso 400. Фоты свел в типа ломостену :) Почти все использованные материалы, ссылки на которые содержатся на данной страничке, можно скачать одним архивом. И последнее. На одном из форумов натолкнулся на информацию о том, что "народные умельцы" нашли способ переделки ЛК-А в полуформатную камеру, и приводится скан соответствующей странички из журнала "Foto&Video", №8 за 1999 год. Данный опус прошу воспринимать как некий порыв, но не четкое техническое руководство к действию :)
|
2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved. |
При любом
использовании любых материалов, |